Луи де Фюнес
LOUIS DE FUNES
ЛУИ ДЕ ФЮНЕС
Мини-досье
Карьера актер, сценарист, режиссер
Рост 1.64 м
Дата рождения 31 июля, 1914 • лев
Место рождения Курбевуа, Иль-де-Франс, Франция
Дата смерти 27 января, 1983 • 68 лет
Место смерти Нант, Франция
Жанры комедия, драма, криминал
Супруга Жермен Луиза Элоди Карройе (развод) ... один ребенок
Знаете ли вы, что...
Полное имя — Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарcа.
Луи де Фюнес был страстным цветоводом и мог целыми днями работать в своей оранжерее. Ему удалось вывести новый сорт ярких оранжевых роз, названный его именем.
После себя де Фюнес оставил трех сыновей: Оливье де Фюнеса, пилота авиакомпании «Эр Франс» (отец хотел, чтобы сын стал профессиональным актёром, после нескольких фильмов, в которых снимался вместе с сыном, но Оливье был против, пожелав посвятить свою жизнь карьере пилота), Патрика де Фюнеса, врача по профессии и Даниэля де Фюнеса.
Его родители — выходцы из испанского города Севилья. Его отец, Карлос Луи де Фюнес де Галарса был адвокатом в Испании. Его мама, Леонор Сото Регера, имела португальское и испанское происхождение.
15 марта 1973 года Луи де Фюнес удостаивается ордена Почётного легиона.
Во время Второй мировой войны Луи де Фюнес был преподавателем сольфеджио в музыкальной школе.
Вечером 26 января 1983 г. у него особенно болело сердце, но Луи не жаловался, только заметил мельком, что, наверное, где-то подхватил грипп. Утром он вышел к жене со словами: «Я скучаю один в своей комнате…» Это были его последние слова. Луи де Фюнес умер от сердечного приступа.
Фильмография
Актер
Специальное коллекционное издание (сериал, с 2010)
Funny Business (сериал, 1992)
Жандарм и жандарметки (1982)
Суп из капусты (1981)
Скупой (1979)
Жандарм и инопланетяне (1978)
Склока (1978)
Крылышко или ножка (1976)
Приключения раввина Якова (1973)
Мания величия (1971)
Джо (1971)
На древо взгромоздясь (1971)
Жандарм на отдыхе (1970)
Человек-оркестр (1970)
Замороженный (1969)
Жандарм женится (1968)
Татуированный (1968)
Маленький купальщик (1968)
Большие каникулы (1967)
Оскар (1967)
Фантомас против Скотланд-Ярда (1966)
Большая прогулка (1966)
Ресторан господина Септима (1966)
Фантомас разбушевался (1965)
Жандарм в Нью-Йорке (1965)
Кутилы (1965)
Разиня (1965)
Фантомас (1964)
Жандарм из Сен-Тропе (1964)
Мышь среди мужчин (1964)
Игра в ящик (1964)
Взорвите банк (1964)
Пик-Пик (1963)
Цепная реакция (1963)
Счастливчики (1963)
Мы поедем в Довиль (1962)
Джентльмен из Эпсома (1962)
Дьявол и десять заповедей (1962)
Преступление не выгодно (1962)
Вендетта (1962)
В воде, в которой пузыри (1961)
Прекрасная американка (1961)
Капитан Фракасс (1961)
Пригородные поезда (1960)
Кандид или оптимизм (1960)
Некоторым нравится похолоднее (1960)
Мой цыганский приятель (1959)
Пройдоха (1959)
Тото в Мадриде (1959)
Такси, прицеп и коррида (1958)
Жизнь вдвоем (1958)
Не пойман – не вор (1958)
Совершенно некстати (1957)
Через Париж (1956)
Короткий ум (1956)
Малютки у простофили (1956)
Закон улиц (1956)
Банда отца (1956)
День добрый, улыбка! (1956)
Когда б Париж поведал нам (1955)
Девушки без границ (1955)
Гусары (1955)
Невыносимый господин Болтун (1955)
Шелест (1955)
Папа, мама, моя жена и я (1955)
Длинные зубы (1955)
Пеп устанавливают закон (1955)
Ингрид, история фотомодели (1955)
Папа, мама, служанка и я (1954)
Ах! Эти прекрасные вакханки (1954)
Семейная сцена (1954)
Служебная лестница (1954)
Апрельская рыбка (1954)
Такие разные судьбы (1954)
Мужчины думают только об этом (1954)
Корсары Булонского леса (1954)
Верьте мне (1954)
Тайна Хелены Маримон (1954)
Муки (1954)
Мадемуазель Нитуш (1954)
Интриганки (1954)
Братство (ТВ, 1954)
Хлеб в траве (1954)
Странное желание господина Барда (1954)
Ночной кавалер (1953)
Мой братишка из Сенегала (1953)
Легко и коротко одет (1953)
Спальня старшеклассниц (1953)
Капитан Болван (1953)
Невиновные в Париже (1953)
Парижские воробьи (1953)
К черту добродетель (1953)
Смех (1953) (короткометражка)
Турне великих князей (1952)
Жизнь порядочного человека (1952)
Бегство месье Перля (1952)
Она и я (1952)
Почтительная проститутка (1952)
Господин Такси (1952)
Любовь – не грех (1952)
Брачное агентство (1952)
Господин Легиньон-стрелочник (1952)
Семь смертных грехов (1952)
Восьмое искусство и манера (1952) (короткометражка)
Моя жена великолепна (1951)
Яд (1951)
Индюк (1951)
Нет отпуска для господина мэра (1951)
Поездка в Америку (1951)
Их было пятеро (1951)
Прохожая (1951)
Биби Фрикотен (1951)
Бонифаций-сомнамбула (1951)
Алая роза (1951)
Адрес неизвестен (1951)
Король трёпа (1951)
Молодые чемпионы (1951) (короткометражка)
Магазин на продажу (1951) (короткометражка)
Любовь под зонтиком (1951) (короткометражка)
Приятное сумасшествие (1950)
Жизнь – игра (1950)
Соломенный любовник (1950)
Игроки (ТВ, 1950) (короткометражка)
Улица без закона (1950)
Первое причастие (1950)
Адемай на посту границы (1950)
Свидание с удачей (1950)
Некий господин (1950)
Мой друг Сэнфуан (1950)
Нет уик-эндов y нашей любви (1950)
До свидания, господин Грок (1950)
Миллионеры на один день (1949)
Вышел в свет (1949)
Я люблю только тебя (1949)
Миссия в Танжере (1949)
Дю Геклен (1949)
Круиз для неизвестного (1948)
Последнее пристанище (1947)
Шесть потерянных часов (1946)
Сценарист
Суп из капусты (1981)
Скупой (1979)
Жандарм и инопланетяне (1978) (адаптация)
Замороженный (1969) (адаптация)
Оскар (1967) (адаптация)
Ресторан господина Септима (1966) (адаптация)
Режиссер
Скупой (1979)
Актер: Хроника, В титрах не указан
Под светом луны в Мобеже (1962) (в титрах не указан)
Наполеон (1954) (в титрах не указан)
За закрытыми дверями (1954) (в титрах не указан)
Королева Марго (1954) (в титрах не указан)
Порочные (1954) (в титрах не указан)
Ночные компаньоны (1953) (в титрах не указан)
Я был им три раза (1952) (в титрах не указан)
Волки охотятся ночью (1952) (в титрах не указан)
Кнок (1951) (в титрах не указан)
Министерство труда (1950) (в титрах не указан)
Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко... (1950) (в титрах не указан)
Божий суд (1949) (в титрах не указан)
Антуан и Антуанетта (1947) (в титрах не указан)
Барбизонское искушение (1945) (в титрах не указан)
Актер: Играет самого себя
Monsieur de Funes (2013) (хроника)
Двое против Фантомаса: Де Фюнес – Кенигсон (ТВ, 2010) (хроника)
On a tous grandi avec Louis de Funes (ТВ, 2007) (хроника)
Легенды мирового кино (сериал, с 2004) (хроника)
Луи де Фюнес: Человек-комедия (ТВ, 2003) (хроника)
Луи де Фюнес, или Искусство смешить (ТВ, 2003) (хроника)
Активное воскресение (сериал, с 1998)
Ночь Сезара (сериал, с 1976)
ВИП-качели (сериал, 1971 – 1980)
Кинопанорама (сериал, 1956 – 1965)
Луи де Фюнес (31 июля 1914, Курбевуа — 27 января 1983, Нант) — киноактёр, режиссёр, сценарист, один из величайших комиков Франции.
Кратко
Луи де Фюнес де Галарса появился на свет 31 июля 1914 года в Курбевуа. Родители будущей звезды французского и мирового экрана родились в испанской Севилье. Отец, Карлос Луи де Фюнес де Галарса получил юридическое образование, но после переезда во Францию стал огранщиком алмазов. Мать была испанских и португальских корней. Родители Луи перебрались во Францию в 1904 году, чтобы официально вступить в брак, так как на родине их семьи были против этого брака.
В детстве Луи де Фюнеса друзья звали «Фюфю». Мальчик хорошо знал французский, испанский и английский языки. В молодости увлекался рисованием и игрой на фортепиано. Неудивительно, что в итоге Луи стал пианистом, играл в основном джаз в Пигале. Посетители заведения искренне веселились, наблюдая как музыкант корчит гримасы во время игры.
В 1936 году Луи де Фюнес женился на Жермен Луизе Элоди Карруайе. У молодой пары родился сын Даниэль, но в конце 1942 года они развелись.
Во время оккупации Парижа германскими войсками Луи де Фюнес преподавал сольфеджио в музыкальной школе, где влюбился в секретаршу Жанну Августину де Бартелеми де Мопассан, внучатую племянницу знаменитого писателя Ги де Мопассана. Она ответила взаимностью «маленькому человеку, который играл джаз как бог». Влюблённые поженились в 1943 году и прожили вместе 40 лет, до самой смерти Луи де Фюнеса в 1983 году. В этом браке родились два сына — Патрик и Оливье.
После окончания войны де Фюнес пробует себя в кинематографе; ранее Луи учился на драматических курсах Рене Симона. В 1945 году снимается в фильме «Барбизонское искушение» режиссёра Жана Стели. Большой известности начинающему актёру эта картина не принесла.
В фильме «Не пойман — не вор» режиссёра Ива Робера, снятом в 1958 году, де Фюнес получает главную роль — браконьера Блеро. Этот фильм приносит ему всеобщую известность. После выхода фильма на широкий экран за границей главного персонажа прозвали Дональдом Даком. В России этот фильм более известен, как «Блеро». 60-е годы приносят де Фюнесу настоящую популярность и зрительское признание; ежегодно актёр снимается в трёх-четырёх картинах. Очередной успех приносит роль комиссара Жюва в трилогии о Фантомасе режиссёра Андрэ Юнебеля. Изначально планировалось снять десять серий о похождениях знаменитого преступника, но прокат последней части трилогии, фильма «Фантомас против Скотланд-Ярда», показал, что популярность падает и продолжение режиссёр решил не снимать.
Другие актёрские работы, такие как «Большая прогулка» и «Разиня», были восторженно приняты десятками миллионов зрителей по всему миру. Также как и многосерийный фильм о приключениях Жандарма и его подчинённых, снятый в 1960-е годы. Сам Луи де Фюнес говорил о своей актёрской карьере так: "Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта медлительность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был ещё неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрел некоторый комический багаж, без которого не мог бы сделать карьеру. Поэтому, если начать снова, то я бы не отказался от этого пути".
В 1970-е годы де Фюнес по-прежнему оставался популярным и любимым зрителями актёром. Продолжал активно сниматься, и 15 марта 1973 года был удостоен высшей награды Франции: ордена Почётного легиона.
В 1975 году де Фюнес пережил сразу два инфаркта. По настоянию врачей актёр ушёл из кино и переехал в загородное имение XVII века Шато-де-Клермон неподалёку от Нанта, где увлечённо занимался выращиванием роз. Одна из разновидностей роз, полученных фирмой «Мейян», названа его именем.
Однако де Фюнес не смог отказаться от предложения Клода Зиди сняться в фильме «Крылышко или ножка». После съёмок в этой картине актёр блистательно сыграл ещё в нескольких. Фильм «Жандарм и жандарметки» стал последним в его кинокарьере. Луи де Фюнес умер от сердечного приступа 27 января 1983 года.
У актёра осталось двое сыновей: Оливье де Фюнес, пилот авиакомпании «Эр Франс» (Air France) (отец хотел, чтобы сын стал профессиональным актёром после нескольких фильмов, в которых снимался вместе с сыном, но Оливье был против) и Патрик де Фюнес, врач по профессии.
Награды
1973: Кавалер Ордена Почётного легиона
1980: Премия «Сезар» (фильм «Скупой»)
Актёры, дублировавшие Луи де Фюнеса
В советском кинопрокате все фильмы с участием Луи де Фюнеса шли с дублированным переводом. Немалую роль в популярности актёра в Советском Союзе сыграл образ, созданный Владимиром Кенигсоном. Он и по сей день считается лучшим актёром дубляжа, когда-либо озвучивавшим Луи де Фюнеса. Существует миф, что когда сам Луи увидел свои фильмы с кенигсоновским дубляжем, он произнёс искренне: «Не знал, что я такой хороший актёр».
Владимир Кенигсон
все фильмы озвучены на киностудии «Союзмультфильм»
«Фантомас», 1964
«Разиня», 1965
«Фантомас разбушевался», 1965
«Фантомас против Скотланд-Ярда», 1966
«Большая прогулка», 1966
«Ресторан господина Септима» 1966
«Оскар», 1967; дублирован в 1968 году
«Человек-оркестр», 1970
Михаил Глузский
«Жандарм в Нью-Йорке», 1965; дублирован на киностудии «Мосфильм»
«Маленький купальщик», 1968; дублирован на киностудии «Мосфильм»
«Жандарм и инопланетяне», 1979; дублирован в 1981 году на киностудии «Мосфильм»
Лев Лемке
«Жандарм женится», 1968; дублирован в 1977 году на киностудии «Ленфильм»
Александр Белявский
«Замороженный», 1969; дублирован на киностудии «Мосфильм»
Евгений Весник
«Папа, мама, служанка и я», 1954; дублирован на киностудии им. М. Горького
«Не пойман — не вор», 1958; дублирован в 1960 году на киностудии им. М. Горького
«Дьявол и десять заповедей» 1962; дублирован на киностудии им. М. Горького
Зиновий Гердт
«Прекрасная американка», 1961; дублирован на киностудии им. М. Горького
Артём Карапетян
«Скупой» 1980 год; дублирован в 1982 году на киностудии им. М. Горького
«Джентльмен из Эпсома», 1962; дублирован в 1983 году на киностудии им. М. Горького
также в середине 1990-х годов участвовал в закадровом озвучании серий про «Жандарма из Сен-Тропе» и «Фантомаса», фильмов «Большая прогулка», «Большие каникулы», «На древо взгромоздясь» (телерадиокомпания «Останкино»), а также «Склока» и «Скупой» (телекомпания НТВ)
Литература
* Долинский, С. Черток. «Луи де Фюнес» («Комики мирового экрана», Москва, из-во «Искусство», 1966 г.)
* Патрик и Оливье де Фюнес. «Луи де Фюнес. Не говорите обо мне слишком много, дети мои!» (Louis de Funes: Ne parlez pas trop de moi, les enfants!). Издательство: Текст, 2007. ISBN 978-5-7516-0650-3, ISBN 978-985-16-2150-3
* Никита Шевцов. Маэстро смеха (Труд, 29 Марта 2003)
* В. Владимирцева. «Интроверт. Луи де Фюнес» (КИНОЗАЛ — Персоналии)
* Валер Новарина. «Луи де Фюнесу» («Новая газета», № 54, от 02 августа 2001 г.)
* Александр Минаев «Смех и розы»
* М. Ямпольский. «Маски Луи де Фюнеса» («Советский экран», Москва, № 9, 1978 г.)
* М. Ямпольский. «Луи де Фюнес» (ежегодник «Экран», 1977—1978, Москва, Искусство, 1979 г.)
* М. Черненко. «Луи де Фюнес» (ежегодник «Экран», 1982—1983, Москва, Искусство, 1985 г.)
* А. Иванов. «Портрет за давностью лет. Вчера! Сегодня… Завтра?..» (28 февраля 1994 г. «GoldInform», 1998 г.)
* В. Леонова. «Французы считали, что „Фантомас“ позорит их нацию» (Еженедельник «Собеседник», Москва, № 24, 2000 г.)
* Луи де Фюнес: комедиант во дворянстве — статья в 26 номере еженедельника «Теленеделя» за 24.06.2000. (Уральский регион)
* Н. Рыбинская. "Охота за «Золотым Луидором» — статья в апрельском номере журнала «КАРАВАН историй» за 2001 год.
* Brigitte Kernel, «Louis de Funes», 1987.
* Jean-Marc Loubier, «Louis de Funes, le berger des roses», 1991.
* Jean-Jacques Jelot-Blanc, «Louis de Funes Une legende», 1993.
Интересныe факты
* В детстве Луи де Фюнес был известен друзьям как «Фюфю».
* Он неплохо говорил по-французски, испански и английски.
* В молодости он увлекался рисованием и игрой на пианино.
* Он работал на низкооплачиваемых работах, с которых его часто увольняли. После этого он стал пианистом, играя в основном в стиле джаз в Пигале. Посетители там постоянно смеялись, когда он корчил гримасы.
* В советском кинопрокате все фильмы с участием Луи де Фюнеса шли с дублированным переводом. Немалую роль в популярности актёра в Советском Союзе сыграл образ, созданный Владимиром Кенигсоном. Он и по сей день считается лучшим актёром дубляжа, когда-либо озвучивавшим Луи де Фюнеса. Существует миф, что когда сам Луи увидел свои фильмы с кенигсоновским дубляжем, он произнес искренне: «Не знал, что я такой хороший актер».
* Луи де Фюнес был страстным цветоводом и мог целыми днями работать в своей оранжерее. Ему удалось вывести новый сорт ярких оранжевых роз, названный его именем.
Профессия: актер, сценарист, режиcсер, музыкант
Полное имя: Луи Жермен Давид де Фюнес де Галарcа
Дата рождения: 31 июля 1914 года | лев
Место рождения: Курбевуа, Франция
Дата смерти: 27 января, 1983 | 68 лет
Место смерти: Нант, Франция
Рост: 1.64 м
2-я жена: Жанна де Фюнес (Бартоламе)
1-я жена: Жермэн Луизе Элоди Карруайе
Дети: Оливье де Фюнес (пилот авиакомпании «Эр Франс») и Патрик де Фюнес (врач) от 2-го брака; Даниэль де Фюнес от 1-го брака
Жанры: комедия, драма, криминал
Первый фильм: 1946 год
Последний фильм: 1982 год
Любопытно
Луи де Фюнес был страстным цветоводом и мог целыми днями работать в своей оранжерее. Ему удалось вывести новый сорт ярких оранжевых роз, названный его именем — La rose du Louis de Funes.
В Советском Союзе Луи де Фюнеса дублировали: Владимир Кенигсон, Михаил Глузский, Лев Лемке, Александр Белявский, Евгений Весник, Ян Янакиев, Артем Карапетян.
Бабушка Луи де Фюнеса по отцовской линии была армянкой, родом из Эрзурума.
"Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта медлительность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был ещё неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрел некоторый комический багаж, без которого не мог бы сделать карьеру. Поэтому, если начать снова, то я бы не отказался от этого пути". (Луи де Фюнес)
"Я самый обыкновенный человек, такой же, как все, и мне повезло в жизни не больше и не меньше, чем другим. Просто когда мне улыбнулась удача, я сумел поймать ее и удержать. Она до сих пор со мной, и я счастлив!" (Луи де Фюнес)
Луи де Фюнес был довольно таинственным человеком. Его сын Оливье рассказывал о своём отце: «Он был чистым аристократом, любившим собственную и единственную жену, удившим рыбу и выращивавшим розы. Не любил шумной, обыденной жизни. Он словно жил в собственном мире, к которому старался, чтобы никто не притрагивался.»
Биография
31.06.1914, Курбевуайе, департамент Верхняя Сена, Франция - 27.01.1983, Нанта, Франция.
Французский актер, режиссер, сценарист
Лауреат почетной премии "Сезар" (1980)
Детство
Луи де Фюнес, настоящее имя Луи Жермен Давид, родился в Курбевуайе департамента Верхняя Сена 31 июня 1914 года. В то время главным развлечением местной детворы летом были самодельные качели из привязанной к дереву веревки и дощечки, чем и увлекался все свободное от школьных занятий время будущий мэтр французской комедии.
Школьная пора будущего актера также прошла обыденно, без всяких великих жизненных событий. В школе Луи проявлял поразительную неспособность к точным наукам. Он просто любил подурачиться за спиной учителя. Однажды, когда Луи де Фюнес вздумал поиграть в благородного разбойника Зорро, он ловко набросил лассо на шею одного из своих приятелей, который чудом остался жив. После этого рассерженная мать отправила свое неугомонное чадо зарабатывать деньги.
Юноша часто менял трудовые профессии, кем и где он только не трудился: скорняк, бухгалтер, дизайнер, продавец, посыльный и даже тапер в притоне на площади Пигаль, где вместо зарплаты парень получал чаевые... В течение всей жизни Луи де Фюнес так и не смог забыть того унижения, которое испытал, когда призывная комиссия нашла его негодным к строевой службе. Причиной тому стал вес двадцатилетнего Луи: 55 кг при росте 1 м 64 см.
Творческая карьера великого актера началась еще в юношестве. В Куломмьерском колледже он исполнил роль сына полка армии Генриха IV в пьесе "Королевский индюк". Именно тогда Луи де Фюнес сумел заявить о себе как о яркой творческой индивидуальности. Рецензент отметил, что он "играл с огоньком".
Кинокарьера
С 1941 года Луи де Фюнес стал охотно посещать театральные курсы Рене Симона. А в 31 год он наконец-то дождался долгожданного кинодебюта, снявшись в 1945 году в фильме "Барбизонское искушение" режиссера Жана Стелли. Там будущий великий комик произнес всего одну лишь фразу...
Слава не торопилась посещать дом начинающего актера. Он сыграл сотни эпизодических ролей: открывал дверь, бросал реплику у стойки бара, заводил часы... Режиссеры не видели в нем большого актера. Да и коллеги не могли оценить по достоинству таланта де Фюнеса: одни считали, что он переигрывал, и жаловались, что на его фоне выглядели бледно, другие, наоборот, обвиняли в невыразительности.
Тем не менее, и свои небольшие кинороли актер пытался окрасить яркими характерными деталями, приобретая бесценный опыт создания комических образов. И те маленькие его киноэпизоды запомнились зрителям не одного поколения. Счастливой оказалась случайная встреча де Фюнеса со знаменитым режиссером Клодом Отан-Лара в начале 1950-х годов. Тот пригласил молодого актера отсняться в киноленте 1952 года "Невинные в Париже" вместе с признанными мастерами жанра – Габеном и Бурвилем.
Обладая чрезвычайно подвижной мимикой и темпераментом холерика, Луи де Фюнес легко превращал своих персонажей в живую карикатуру. Его гротескное воплощение слабостей и пороков, будь то лень в картине "Семь смертных грехов", снятой в 1952 году, эгоизм в фильме 1953 года "Жизнь порядочного человека", тупость и высокомерие в киноленте "Капитан Болван", вышедшей на экраны в том же году, в итоге его старания были замечены и оценены по достоинству.
1954 год стал небывалым на роли для Луи де Фюнеса! Кого он только не играл: и ярмарочного торговца, и Цезаря, и портного, и комиссара, и полицейского. Актер заставлял зрителей хохотать до упаду. Удивительное мастерство позволило де Фюнесу наделять каждую роль подкупающим обаянием, выразительностью, необычайно живым темпераментом, привносить в нее озорную стихию игры.
И все же, прежде чем на актера по-настоящему обратили внимание зрители и критики, он снялся аж в 75-ти кинолентах! С каждым фильмом пополнялся список тщательно отработанных комических трюков, мимики, движений. В то же время таял и без того небогатый запас жизнерадостности Луи де Фюнеса. Вне работы актер в лучшем случае был задумчив, в худшем – раздражен.
Признание
Настоящим "счастливым билетом" для де Фюнеса стало исполнение роли мисье Каломеля, соседа главных героев, в мелодраматической комедии Ж.-П. Ле Шануа "Папа, мама, служанка и я". Этот образ привлек внимание знаменитого французского режиссера Ива Робера, который в 1958 году пригласил Луи де Фюнеса отыграть в фильме "Не пойман - не вор". Великий Робер смог в роли неунывающего браконьера Блеро по-настоящему открыть талант великого актера. Эта роль принесла актеру огромную популярность. Во Франции за нее он получил шутливое прозвище Фю-Фю, а за границей — Утенок Дональд.
Де Фюнес постепенно создавал образ импульсивного, раздражительного, вздорного, жестикулировавшего, кривлявшегося, коварного и вечно попадавшего впросак неудачника, а создав, решил не менять его на протяжении всей карьеры. "Зачем много говорить? Мимика красноречивее слов, - излагал он свое творческое кредо. - Я понял, что особенно смешон в гневе".
Когда герой де Фюнеса месье Каломель вновь появился на экранах в фильме-продолжении "Папа, мама, моя жена и я" в 1956 году, на счету актера было уже не менее десятка других комических ролей, снискавших популярность во Франции и за ее пределами. А потому этот фильм был обречен на небывалый успех.
В лице таких французских комиков, как Фернандель, Тото, Бурвиль, М. Симон Луи де Фюнес имел маститых, прославленных соперников. Однако, работав с ними в одном жанре, а иногда и в одном фильме, например в 1956 году с Бурвилем в кинокартине "Через Париж", в 1962 – с
Фернанделем и Симоном в комедии "Дьявол и десять заповедей", в 1959 – с Тото в киноленте "Тото в Мадриде", де Фюнес не оставался в тени. Утверждению харизмы де Фюнеса способствовало и то, что к началу 1960-х в мировом кино возник повышенный интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора – родной стихии французского актера.
1960–е годы
1960-е годы дали великому французскому комику все, о чем он только мог мечтать. В первую очередь - большие, настоящие роли и, как следствие, большие, настоящие деньги. Оба эти обстоятельства приводили в восторг де Фюнеса, но он все же не смог избавиться от "комплекса бедности". В то время актер стал одним из самых часто снимаемых французских кинозвезд, в год принимал участие в трех-четырех фильмах, многие из которых признаны кинохитами.
Признанную и заслуженную славу принесла де Фюнесу трилогия о Фантомасе режиссера Андре Юннебеля. Это был пародийный римейк старого приключенческого киносериала 1913–1914 годов, в котором родилась лучшая комическая маска великого актера – комиссар Жюв – импульсивный, идиотически-бестолковый недомерок, изображающий из себя гения сыска и предводителя борьбы с инфернальным злом.
В фильмах "Фантомас", вышедшем в 1964, "Фантомас разбушевался", снятом в 1965, и "Фантомас против Скотланд-Ярда", увидевшем свет в 1966, Луи де Фюнес решительно затмил своими шутовскими эскападами и благородного журналиста Фандора, и самого Фантомаса, и профессора Лефевра, роли, с блеском сыгранные именитым актером Франции - Жаном Маре, и его невесту Элен, она же очаровательная Милен Демонжо. И, что примечательно, по настоянию Луи де Фюнеса, сын великого комика Оливье де Фюнес, дебютировал в ленте в небольшой роли племянника Элен.
И все же, было очевидно, что при всех своих отрицательно-карикатурных чертах, именно герой Луи де Фюнеса вызвал наибольшую симпатию зрителя. Режиссером планировалось снять десять серий знаменитой трилогии, но из-за не слишком большой популярности заключительного фильма "Фантомас против Скотланд-Ярда" идея на этом была закрыта.
Когда кассовый и художественный потенциал сюжетов о Фантомасе был исчерпан, творческий взлет Луи де Фюнеса нашел продолжение в целом ряде других комедий. Национальными чемпионами по кассовым сборам стали снятая в 1964 году комедия "Разиня" и киноленты 1966 года "Большая прогулка", где великий кинокомик сыграл в дуэте с знаменитым Бурвилем, и мелодраматическая комедия "Ресторан господина Септима", в которой партнерами знаменитого паяса стали его сын Оливье де Фюнес и Бернар Блие. Эти фильмы на протяжении нескольких десятилетий оставались самыми популярными во Франции.
В 1967 году свет увидела экранизация пьесы К. Манье "Оскар". Луи де Фюнес не только сыграл главную роль в этой картине, но и стал автором сценария. В фильме был небольшой эпизод, когда де Фюнес не говорил ни слова. "Играли" только его лицо и руки. Его пальцы танцевали на чемоданчике с драгоценностями, физиономия тоже плясала от радости, а со зрителями в то время происходило что-то страшное. В зале в эти мгновения стоял общий стон. Смеяться уже не было сил, щеки и губы онемели, живот свело, кое-кто уже сучил ногами, а пальцы Луи все скакали…
В 1968 году Фюнес был признан лучшим актером Франции, поскольку был актером не представления, а переживания, который не столько играл своих персонажей, сколько становился ими. По размеру гонораров в 2,5 млн. франков за фильм он превосходил всех своих коллег. Критика, однако, считала его пошлым и вульгарным. Любить же фильмы "паяца и придурка" было плохим тоном.
В 1968 – 1969 годах актер отметился ролями в фильмах "Татуированный", "Пик - Пик", "Маленький купальщик" и комедии Эдуардо Молинаро "Замороженный", в которой партнерами де Фюнеса стали Мишель Лонсдаль и Клод Женсак. По сюжету этой картины человек пролежал подо льдом почти 65 лет. Главным героям комедии оставалось только одно — похитить размороженного, вот тут и начались все приключения героя Луи де Фюнеса.
К концу 1960-х годов в карьере де Фюнеса наметились первые признаки спада.
Кроме того, со смертью в 1970 году несравненного Бурвиля он потерял своего лучшего партнера, сердечного друга… Попытки найти равноценную замену, в том числе в лице сына Оливье, в кинолентах "Большие каникулы", "Замороженный", "Человек-оркестр","На древо взгромоздясь" не увенчались успехом. Великий артист, непревзойденный комик французского кино все с меньшим успехом эксплуатировал свою излюбленную маску эксцентричного и самовлюбленного простофили.
1970–е годы
И все же в начале 1970-х годов Луи де Фюнес продолжал плодотворно работать, получая приглашения от режиссеров. На экраны вышли несколько фильмов с его участием: в 1970 году музыкальная комедия Ж. Уриа "Человек-оркестр", в 1971 году – картины "Мания величия" и "На древо взгромоздясь", а в 1973 – кинолента "Приключениях раввина Якова". В них он создал целую галерею ярких и разноплановых образов, каждый из которых по достоинству был отмечен и критиками, и фанатами великого Луи де Фюнеса.
Но в 1975 году знаменитый актер пережил сразу два инфаркта. Его здоровье резко ухудшилось. Он бросил кино и начал заниматься огородничеством и выращиванием роз. Постепенно перестали приходить и приглашения сняться в той или иной картине. Тогда Луи де Фюнес просто обиделся на весь мир. Характер комика испортился окончательно, и этот период стал тяжким испытанием для его близких. Однако полученный вскоре звонок от Клода Зиди с предложением сняться в фильме "Крылышко или ножка" стал для актера настоящим спасением. Его жизни как раз требовался серьезный толчок, без которого она могла бы просто закатиться.
Сначала комик фыркал и отказывался от роли, но Зиди знал, что делал. В конце концов, Луи де Фюнес вернулся. Он убедился в том, что его нишу никто не занял, и продолжил работу, - хотя уже без прежнего исступления. В последующие несколько лет актер снялся еще в нескольких картинах, среди которых были в основном продолжение приключений его любимых ролей - жандармов. Фильм "Жандарм и жандарметки" стал последним в кинокарьере Луи де Фюнеса. В роли капрала Крюшо актер был просто удивителен.
Дружба с режиссером Жаном Жиро
В 1982 году на съемках фильма "Жандарм и жандарметки" скончался Жан Жиро, любимый режиссер де Фюнеса. Картину закончил его ассистент. Для комика эта смерть стала не только ударом, но и своеобразным сигналом. "Скоро и мне в путь", - думал де Фюнес. Много в его жизни было связано с этим режиссером. В творческом плане Жиро был особенно близок к великому актеру. В основном благодаря этому режиссеру в де Фюнеса влюбились зрители.
"Один лишь пшик", "Большие каникулы", "Скупой", "Суп с капустой" и шесть фильмов о похождениях жандарма Крюшо из Сен-Тропеза, снимавшиеся на протяжении двадцати лет, - самые известные их совместные работы.
Личная жизнь
Луи де Фюнес был довольно таинственным человеком: чистым аристократом, любившим свою жену, удившим рыбу и выращивавшим розы. Ненавидел шумную, обыденную жизнь. Он словно жил в собственном мире, к которому старался, чтобы никто не притрагивался.
Со своей будущей женой Жанной Бартоломьи де Фюнес познакомился на курсах актерского мастерства Рене Симона. Романтичная девушка, знавшая наизусть всего Лафонтена, происходила из почтенной семьи, гордившейся родством с писателем Ги де Мопассаном. Великий актер был примерным супругом, но изводил жену приступами ревности.
Де Фюнес любил свой замок Селлье на западе Франции. Он был азартным садовником, занимался разведением роз, один из сортов которых назван его именем. У него был и свой фруктовый сад с огородом. Актер гордился тем, что никогда не применял химикаты: "Моих яблок хватит всем - и мне, и червям". Другим его увлечением было пчеловодство...
Луи не был мизантропом, но от одиночества никогда не скучал. "Я человек невеселый, - признавался де Фюнес в конце жизни, - и валяю дурака на экране, чтобы избавиться от тоски". Пережив два инфаркта, он мрачно шутил, что лучшей его картиной станет комедия о собственных похоронах.
Луи де Фюнес умер 27 января 1983 года на 69-м году жизни во французском городе Нант.
Интересные факты
В списке 100 величайших деятелей Франции, которую возглавляет генерал де Голль, Луи де Фюнес занимает почетную 17-ю строчку.
Ходили слухи о его любовных похождениях, однако все завистники великого комика столетия цитировали реплику Катрин Денев: "Ни одна женщина не ляжет в постель с этим карликом".
Как многие комики, он страдал от комплексов. "Я такой же робкий, как и в начале моей карьеры, - утверждал де Фюнес. - Чуть что не так, я сразу краснею, покрываюсь потом и начинаю заикаться. Я агрессивен в силу своей стеснительности. А в своей застенчивости я монстр".
Картины "Большая прогулка" и "Разиня" были просмотрены более чем двумя миллионами телезрителей со всего мира.
Фильмы с участием де Фюнеса во французских кинотеатрах посмотрели 150 миллионов зрителей. Гонорары неказистого "паяца" были выше, чем у неотразимого кинолюбовника Алена Делона.
Луи де Фюнес в деталях
Этот невысокий, но поистине великий человек очень долго шел к своей славе, шел упрямо и достиг цели – добился популярности и процветания, стал ведущим комиком французского экрана, одним из символов нации. Невероятное упорство и самоотверженность этого отважного клоуна, энергия, с которой он, до конца дней, отдавал себя профессии, на экране и на театральных подмостках, – пример высокого актерского достоинства и жизненной стойкости.
МАЛЕНЬКИЙ ДВОРЯНИН
Потомок испанских аристократов, в юности Фю-фю (так дружески-фамильярно французы называли своего любимчика) мечтал стать музыкантом или актером – скажем наперед – удалось и то и другое.
Луи де Фюнес родился 31 июля 1914 года в Курбевуа. Его отец Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарса был потомком испано-португальского аристократического рода из Севильи. Он держал небольшой ювелирный магазин в пригороде Парижа. В доме безраздельно хозяйничала темпераментная мадам Леонор де Фюнес. Луи, ее любимчика, умевшего до коликов рассмешить мать, выгоняли за проказы отовсюду, где он, подрастая, пробовал заработать. Мальчишка не унывал, ловил рыбу в Сене и с энтузиазмом копировал ужимки любимого Чаплина. О жгучем желании актерствовать родителям не говорил – боялся, что запретят и думать о карьере лицедея. Молодые годы де Фюнес провел дурачась, строя рожи одноклассникам и пародируя учителей.
Вот только одна зарисовка на "школьную" тему. "...Мадемуазель Сованж, бесцветная сухая особа, срывается, как обычно, на двадцать пятой минуте урока: "Фюнес, вон из класса!" Крышка парты с грохотом откидывается, и маленький взъерошенный мальчуган испуганно тянет тоненьким голоском: "Но мадемуазель, я же не сделал ничего плохого..." В классе - взрыв хохота. В том, как герой сцены вытягивает шею и мелко трясет подбородком, каждый узнает ненавистную математичку. Луи проявляет поразительную неспособность к точным наукам. Он не умеет складывать дроби, не может отличить катет от гипотенузы и с большим трудом решает простейшее уравнение с одним неизвестным. Чтобы в глазах приятелей не выглядеть полным идиотом, Луи устраивает шоу из каждого своего подхода к классной доске. За спиной учителя он гримасничает и выпучивает глаза, как умалишенный".
Жажду самовыражения Луи утолял и в лицее, на студенческой театральной сцене. Шутил он и дома, и в магазине. Без юмора и клоунады юноша не мог прожить и дня.
В 1939-м по слабости здоровья де Фюнеса освобождают от армейской службы – при росте 1 метр 64 см он весил всего 55 кг. Через год Луи все же попал в военный лагерь – здесь он развлекал солдат исполнением популярных песенок – уже тогда неплохо играл на пианино.
НЕ ДО СМЕХА
В 1941 году в одной из драматических студий, Луи познакомился с начинающей актрисой Жанной Бартельми, внучкой Ги де Мопассана. 22 сентября 1943 года они поженились. Луи заботился о своей супруге, как умел – в оккупированном фашистами Париже он цепко держался за место кладовщика, благодаря чему мог сносно питаться, подкармливать беременную жену и продолжить учебу в театральных школах. В ноябре 1944-ого у четы родился сын – Патрик.
Как это часто бывает, жизнь будущего комика складывалась не слишком весело. После войны де Фюнес был декоратором витрин в универмаге, жестянщиком, счетоводом, чертежником, фотографом, коммивояжером и скорняком – зарабатывал на хлеб и учебу. Он выступал в кабаре, играл в экспериментальных театриках, декламировал, пел, танцевал, и, разумеется, смешил... и все это почти на голом энтузиазме. Луи участвовал в театральных массовках, со сцены бежал в бар, где садился за пианино. Наконец нашел работу в театре. Его стали понемногу приглашать на радио, телевидение и в кино.
СТОЛЬ ДОЛГОЕ ОЖИДАНИЕ
В кино де Фюнес дебютировал сразу после войны. Снимался много, но эпизоды ему доставались микроскопические – такие не задерживались в памяти зрителей. За полтора десятка лет работы в кино к 1960 году в актерской галерее Луи скопилось около ста портретных набросков. Пожалуй, только в дилогии "Папа, мама служанка и я" (1954), склочного соседа главных героев впервые заметили. Спустя еще четыре года (когда от темной шевелюры Фю-фю оставались одни воспоминания), Луи сыграл, наконец, свою первую "сольную партию"– роль в картине Ива Робера "Не пойман – не вор". Браконьер и плут Блеро открыл чуть ли не отмычкой ту самую заветную дверь, что привела актера к вершине славы.
Позднее, снимаясь в комедии "На дерево взгромоздясь", де Фюнес посетует партнерше по фильму – дочери своего кумира Джеральдине Чаплин: "Я слишком долго ждал в приемной его величества Успеха, – слишком долго и безуспешно стучал, пока меня, наконец, не впустили..."
КРЫЛЫШКИ СЛАВЫ
Однако в интервью, данном актером в 1971 году можно прочесть и такое признание: "Я не сожалею о медленном развитии моей карьеры. Эта неспешность помогла мне понять основательно мою профессию. Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом, я приобрел, некоторый комический багаж, без которого не смог бы сделать карьеру. Если начать снова, я бы не отказался от своего пути".
Популярность "Непойманного" обеспечила де Фюнесу участие в новых фильмах в неизменном амплуа суетливого пройдохи. В начале 60-х в мировом кино возрождается интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора. Персонаж Луи оказывается в это время, как нельзя, кстати. Вершина экранного успеха де Фюнеса – картины середины десятилетия.
Это, прежде всего, два фильма Жерара Ури, где Луи работал в паре с Бурвилем ("Разиня" и "Большая прогулка"), начало киносериала о приключениях провинциального жандарма Крюшо и незабвенная трилогия "Фантомас". Нелишним будет заметить, что в советском прокате фильмам де Фюнеса открыли "зеленую улицу". Лучшие ленты шли на наших экранах, феноменального француза гениально "перевел" на русский язык дублировавший комика Владимир Кенигсон.
На родине, в 1968-м, Луи де Фюнеса признали лучшим актером. По размеру гонораров (2,5 млн. франков за фильм) он превзошел всех звездных коллег (отнюдь не пустяк для человека, который так и не смог забыть свою нищую юность). Однако вскоре в карьере Фю-фю наметились первые признаки спада. Со смертью Бурвиля в 1970-м Луи потерял своего лучшего партнера. В нескольких последующих комедиях актер комиковал "в пустоте", казалось, его виртуозно-гротескная мимика становится самоцелью, единственным стержнем фильмов, в которых участвует де Фюнес.
В зените славы он получил редкую для звезды кино власть над сценаристами, режиссерами и продюсерами. Все они попали в зависимость от настроения и капризов Луи, состояния его здоровья или его планов на ближайший выходной.
Но зрители по-прежнему обожали своего кумира. Еженедельник "Экспресс" писал: "На протяжении 20 лет де Фюнес врачует соотечественников, помогая им отделываться от недостатков, которые он мастерски обличает своей клоунадой".
ПОЛЮБИТЕ ПЛОХОГО
Зритель любит комических героев. Даже самые отъявленные экранные плуты – милые симпатяги, лирики и добряки в глубине души. Экземпляр, созданный Луи де Фюнесом – яркое и смелое исключение. Персонаж Фю-фю – маленький, антипатичный, глупый, жадный, вздорный, тщеславный, беспринципный, эдакий хитрюга, всегда оказывающийся в дураках. Образ, найденный актером, – продолжение традиции итальянской комедии масок и средневекового французского фарса. Пластика актера подчеркнуто карикатурна, он не стремится вызвать даже тень сочувствия к своему герою. Комик упрямо, неистово, агрессивно изображал на экране один и тот же национальный, социальный тип – сатирическое воплощение человеческих слабостей и пороков. Таков его комиссар Жюв, самодовольный и подозрительный чинуша, то и дело впадающий в раж, оттого что реальность, с которой он сталкивается, устроена вовсе не так, как ему хотелось бы. Бесподобны эти выплески сумасшедшей энергии, прерываемые внезапным ступором в момент очередного провала. Первый полицейский страны замирает, обливаясь потом от умственного напряжения, и, вытаращив глаза, сообщает озаренно:
"- Я все понял!
- ???
- Это был Фантомас!"
Моды и течения менялись, но "бесноватый" де Фюнес оставался прежним и его можно было понять: слишком больших усилий, слишком многих лет стоило ему найти эту ноту, эту краску, это амплуа. Найти и дождаться, когда позовут, когда посмотрят, когда засмеются.
НЕ ГОВОРИТЕ ОБО МНЕ, ДЕТИ
Так называется книга, написанная сыновьями Луи де Фюнеса – врачом Патриком и гражданским летчиком Оливье. В работе над биографическим повествованием в качестве консультанта принимала участие и вдова актера.
В зале рыдают от хохота, зритель на может не платить любовью за эти минуты освобождения от утомительной серьезности лица, за счастье посмеяться вволю над этим дураком, а заодно и над собой.
Вопреки просьбе отца, дети сделали достоянием читателя не самые приглядные стороны характера великого комика.
15 марта 1973 года Луи де Фюнесу присвоили звание кавалера "Ордена Почетного Легиона". Вскоре после этого знаменательного события началась черная полоса в жизни актера. Первый инфаркт случился весной 1975-го на сцене, во время спектакля "Вальс тореадоров". Через несколько месяцев, уже в госпитале – второй. "Это, наверное, для того, чтобы я лучше осознал первый", – пробовал шутить де Фюнес. Он долго болел, журналисты о нем почти забыли. Режиссеры боялись приглашать актера, сердце которого может остановиться в любой момент, а публика отказывалась верить в то, что у клоуна вообще может быть сердце. Луи прервал работу в театре и кино. Обидевшись на молчание коллег, комик продал квартиру в Париже, уехал в свой замок де Клермон (наследство Мопассана), под Нантом, на берегу Луары, к любимым розам, в уединение и покой.
Тишину прервал звонок Клода Зиди, предложившего работу в картине "Крылышко или ножка". Де Фюнес согласился, но весь период съёмок оставался под медицинским наблюдением.
Ослабло не только здоровье – с годами и нрав де Фюнеса совсем испортился. Он часто ссорился с собратьями по искусству. Луи стал жадноват и брюзглив, подобно его персонажам. Теперь Фю-фю веселился только перед камерой, на жизнь комик смотрел угрюмо. Улыбку у де Фюнеса могла вызвать только любимая внучка, дочь младшего сына Оливье, который в детстве и отрочестве без особой охоты снимался в нескольких фильмах отца.
Актерских сборищ и застолий Луи терпеть не мог: "Каких только глупостей не говорит человек с бокалом в руке". Он жил будто не в наше время, а в XIX веке. Неохотно водил машину, как в юности удил рыбу, выращивал розы. "Я не люблю общества, у меня мало друзей. Все свободное время, отдыхая от веселья, я провожу со своей семьей".
СКУПОЙ
Эссе Валера Новарина о де Фюнесе-театральном актере, написанное великолепным языком, приоткрывает неизвестную нашему зрителю сторону таланта актера для которого кинематограф (как это ни странно) – лишь фрагмент творчества. В последние годы Луи не снимался – берег силы, готовясь к единственной роли, о которой мечтал всю жизнь. Мечтал так давно, что режиссуру этой картины, экранизации мольеровского "Скупого", не доверил никому, став в первый и последний раз по обе стороны кинокамеры (добавим, что де Фюнес был автором сценариев нескольких своих кинокомедий), призвав в помошники Жана Жиро.
Роль Гарпагона, приди она лет на двадцать раньше, могла бы стать началом совсем другой биографии. Фильм был прохладно встречен прессой и не окупился в прокате. Тем не менее выдающийся вклад Фюнеса во французское и мировое кино в 1980-м был отмечен почетной премией "Сезар".
СМЕРТЬ В САДУ
Любимым режиссером де Фюнеса и, пожалуй, единственным другом среди представителей этой профессии был Жан Жиро, с которым они сделали все фильмы о жандарме из Сен-Тропеза, а также "Большие каникулы" (1967) и "Капустный суп" (1981). После смерти товарища де Фюнес утратил интерес к жизни. Перестал проверять счета и принимать лекарства. Никого не приглашал, не отвечал на телефонные звонки. Жанне иногда казалось, что Луи не помнит имя внучки... Единственным человеком, которому Луи по прежнему доверял, был садовник Виктор. Вдвоем неторопливо беседовали о розах, правильном поливе и новых удобрениях. Иногда отправлялись вместе рыбачить...
За неделю до смерти Луи сказал жене: "Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка" – "Какая же?" – "Мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались".
Однажды, сидя на скамье в саду среди клумб, де Фюнес обратился к Виктору: "Не знаю, почему у меня так отяжелели ноги. Чем ближе я подхожу к порогу, тем дальше он от меня..." В тот вечер у актера сильно болело сердце, но он не жаловался, только заметил, что, наверное, где-то подхватил грипп.
Утром Луи вышел к Жанне со словами: "Я скучаю один в своей комнате..." Это были его последние слова.
Великий комик скончался по дороге в клинику 28 января 1983 года.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в ютубе