Меню

Жан Рошфор

 

JEAN ROCHEFORT

 

ЖАН РОШФОР

 

 Жан Рошфор (род. 29 апреля 1930 года, Париж) — французский актёр.

 Рошфор учился в Городской консерватории Нанта, в Драматическом центре и в Высшей национальной консерватории драматического искусства. В 1949 году он появился на парижской театральной сцене, в частности в Национальном популярном театре. Рошфор также работал на телевидении, а его кинодебют состоялся в 1958 году. Рошфор снимался преимущественно в комедиях. В 1976 году, а затем в 1978 году получил премии Сезар за лучшую роль второго плана в фильме «Пусть начнется праздник» и за главную роль в фильме «Краб-барабанщик».

 

 

Мини-досье

 Карьера актер, режиссер, сценарист

 Рост 1.81 м

 Дата рождения 29 апреля, 1930 • телец 

 Место рождения Динан, Кот-д'Армор, Франция

 Жанры комедия, драма, криминал

 Супруга Александра Мосава (развод) ... двое детей, Франсуаза Видал ... двое детей

 

 

Знаете ли вы, что...

 Настоящее имя — Жан Рауль Робер.

 Посещал частные драматические курсы, учился в Нантской и Парижской консерваториях.

 

 

Фильмография

Актер

 Un monde truque (2015) (озвучка) 

 Механика сердца (2013) (озвучка) 

 Астерикс и Обеликс в Британии (2012)

 Художник и натурщица (2012)

 Титоф (2011) (озвучка) 

 Le joueur de citernes (2010) (короткометражка) 

 Большой ресторан (ТВ, 2010)

 Агата Клери (2008)

 Ключ (2007)

 Heureux? (ТВ, 2007)

 Я всегда хотел быть гангстером (2007)

 Мистер Бин на отдыхе (2007)

 Новеллы Ги Де Мопассана (сериал, 2007 – 2011)

 Милые бранятся... (2006)

 Не говори никому (2006)

 Ад (2005)

 Тысяча фильмов (сериал, 2005)

 На фига (2005)

 Последняя минута (2004) (рассказчик, озвучка; короткометражка) 

 Великолепная четверка (2004) (озвучка) 

 Франкенштейн (мини-сериал, 2004)

 Львиная семейка (ТВ, 2004) (озвучка) 

 Сапоги (ТВ, 2004) (рассказчик, озвучка) 

 Миллион лет до нашей эры (2004)

 Ключи от машины (2003)

 Saint-Germain ou La negociation (ТВ, 2003)

 Il etait une fois Jean-Sebastien Bach (2003) (рассказчик, озвучка) 

 Фанфан-тюльпан (2003) (рассказчик, озвучка) 

 Носферату (ТВ, 2002) (озвучка) 

 Бланш (2002)

 Человек с поезда (2002)

 La vie sans secret de Walter Nions (2001) (короткометражка) 

 Honolulu Baby (2001)

 Хамелеон (2000)

 Кстати о Бунюэле (2000)

 Рембрандт (1999)

 Граф Монте-Кристо (мини-сериал, 1998)

 Ветром унесенные (1998)

 Le serpent a mange la grenouille (1998)

 Барракуда (1997)

 Clara et son juge (ТВ, 1997)

 Навсегда (1996)

 Насмешка (1996)

 Большое турне (1995)

 Дворец (1995)

 Мясо с морковью (сериал, 1995 – 2001)

 Том совсем одинок (1995)

 Высокая мода (1994)

 Через год в то же время (1994)

 Упавшие с неба (1993)

 А теперь – огонь (1993)

 Нежная мишень (1993)

 Танго (1992)

 Атлантида (1992)

 Время от времени (1992) (короткометражка) 

 Долгая зима (1992)

 Парад идиотов (1992)

 Amoureux fou (1991)

 Замок моей матери (1990)

 Муж парикмахерши (1990)

 La seconde (ТВ, 1990)

 Я был хозяином замка (1989)

 Холодный пот (сериал, 1988)

 Мои первые сорок лет (1987)

 Тандем (1987)

 Усатый (1987)

 Рождественский пирог (1986)

 Белая загадка (ТВ, 1985)

 Залп по черному буйволу (1985)

 Царь Эдип (ТВ, 1984)

 Неуловимый Боб (1984)

 Le scenario defendu (ТВ, 1984)

 Франкенштейн 90 (1984)

 I cani di Gerusalemme (ТВ, 1984)

 Друг Винсана (1983)

 Воскресенье полицейского (1983)

 Старший брат (1982)

 Неблагоразумие (1982)

 Маленький иллюстрированный Митчелл (ТВ, 1981)

 Надо убить Биргит Хаас (1981)

 Странное путешествие (1980)

 Ненавижу блондинок (1980)

 Дорогая незнакомка (1980)

 Французские открытки (1979)

 Смелей бежим (1979)

 Грандизон (1979)

 Гуляка (1979)

 Кто убивает великих европейских поваров? (1978)

 Мы все отправимся в рай (1977)

 Краб-барабанщик (1977)

 Черт в коробке (1977)

 И слоны бывают неверны (1976)

 Волшебники (1976)

 Покой (1975)

 Туалет был заперт изнутри (1975)

 Счастливый развод (1975)

 Невинные с грязными руками (1975)

 Пусть начнется праздник (1975)

 Isabelle devant le desir (1975)

 Возвращение высокого блондина (1974)

 Боже мой, как низко я пала! (1974)

 Призрак свободы (1974)

 Как преуспеть в делах, когда ты дурак и плакса (1974)

 Часовщик из Сен-Поля (1974)

 Заговор (1973)

 Привет, артист (1973)

 Побег из камеры смертников (1973)

 Подонок (1973)

 Наследник (1973)

 Высокий блондин в черном ботинке (1972)

 Огни Сретенья (1972)

 Яйцо (1972)

 Мизантроп (ТВ, 1971)

 Небесная (1970)

 Со свободой за спиной (1970)

 Время умирать (1970)

 Дьявола за хвост (1969)

 За недоступную любовь (1968)

 Домашний хлеб (ТВ, 1968)

 Не шутите с марсианами (1967)

 Le lapin de Noel (ТВ, 1967) (короткометражка) 

 Две недели в сентябре (1967)

 Праздная жизнь (1967)

 Кто вы, Полли Магу? (1966)

 Анжелика и король (1965)

 Злоключения китайца в Китае (1965)

 Великолепная Анжелика (1965)

 Наивный влюбленный (ТВ, 1965)

 Женузи (ТВ, 1965)

 Dim Dam Dom (сериал, 1965 – 1970)

 Славная семейка (1964)

 Анжелика, маркиза ангелов (1964)

 Никелированные ноги (1964)

 Потасовка среди вдов (1964)

 Ярмарка двоечников (1963)

 Разносчица хлеба (1963)

 Симфония для резни (1963)

 Упрямый форт (1963)

 La lettre dans un taxi (ТВ, 1962)

 Ночь королей (ТВ, 1962)

 Железная маска (1962)

 Солнце в глаза (1962)

 Картуш (1961)

 Женитьба Фигаро (ТВ, 1961)

 Капитан Фракасс (1961)

 Леон Гаррос ищет друга (1961)

 Пуля в стволе (1958)

 Пиковая дама (ТВ, 1958)

 Monsieur de Saint-Germain (ТВ, 1958)

 Les fiances du paradis (ТВ, 1957)



  Режиссер

 Cavaliers seuls (2010)

 T'es fou Marcel (1974) (короткометражка) 

 Rosine (1973) (короткометражка) 


Сценарист

 Rosine (1973) (короткометражка) 


Актер: Хроника, В титрах не указан

 Francis Veber artisan du rire: La mecanique dure rire (видео, 2002) (хроника, в титрах не указан) 

 Злоключения Альфреда (1972) (в титрах не указан) 

 Rencontre a Paris (1956) (в титрах не указан)

 Актер: Играет самого себя

 Жапплу (2013)

 Бельмондо: Путь (ТВ, 2011)

 Cinemas (сериал, 2009 – 2011)

 Espana, plato de cine (ТВ, 2009) (играет самого себя, хроника, в титрах не указан) 

 Наблюдая за Пенелопой (ТВ, 2009)

 Enfants de Don Quichotte (Acte 1) (2008)

 Он не врёт (сериал, с 2006)

 Канны 2006: Хроника Карлоса Бойеро (ТВ, 2006)

 L'hebdo cinema (сериал, 2005 – 2009)

 De Gaulle intime (ТВ, 2005) (рассказчик, озвучка) 

 Великий журнал Канала+ (сериал, 2004)

 Затерянные в Ла-Манче (2002)

 Les feux de la rampe (сериал, 2001 – 2003)

 Нельзя угодить всем (сериал, 2000 – 2006)

 Мы испробовали все (сериал, 2000 – 2007)

 Все говорят (сериал, 1998 – 2006)

 Скорей бы воскресенье (сериал, с 1998)

 Активное воскресение (сериал, с 1998)

 Мода изнутри и снаружи (1998)

 Три кинотеатра (сериал, с 1984)

 Ночь Сезара (сериал, с 1976)

 Rosine (1973) (играет самого себя; короткометражка)

 

 

Награды


 * Гойя, 2013 год

 Номинации: Лучшая мужская роль («Художник и модель»)

 * Европейская киноакадемия, 2003 год

 Номинации: Лучшая мужская роль (комедия) («Человек с поезда»), Приз зрительских симпатий за лучшую мужскую роль (комедия) («Человек с поезда»)

 * Венецианский кинофестиваль, 2002 год

 Победитель: Приз зрительских симпатий за лучшую мужскую роль (комедия) («Человек с поезда»)

 * Сезар, 1999 год

 Победитель: Почетный Сезар

 * Сезар, 1997 год

 Номинации: Лучший актер второго плана (комедия) («Насмешка»)

 * Сезар, 1991 год

 Номинации: Лучший актер (комедия) («Муж парикмахерши»)

 * Сезар, 1988 год

 Номинации: Лучший актер (комедия) («Тандем»)

 * Сезар, 1980 год

 Номинации: Лучший актер (комедия) («Смелей беги»)

 * Сезар, 1978 год

 Победитель: Лучший актер (драма) («Краб-барабанщик»)

 * Сезар, 1976 год

 Победитель: Лучший актер второго плана (драма) («Пусть начнется праздник»)

 

 

 Если принять за аксиому, что настоящий талант рано или поздно пробьет себе дорогу, найдет признание, то судьба Жана Рошфора еще одно тому подтверждение. Плохо только, что на это подчас уходят многие годы, да к тому же лучшие годы...

 В начале пятидесятых годов в Парижской консерватории драматического искусства собралось много талантливых людей, имена которых ныне широко известны. Среди них выделялась неразлучная троица — Бельмондо, Мариель и Рошфор; все трое были несомненно талантливы, все трое были Жанами, отличались веселым, проказливым нравом. Первым пробился Жан-Поль Бельмондо. Жану Рошфору удалось это сделать много позднее. Сегодня его место во французском кино никем не оспаривается. «Я не знаю другого более французского актера, за исключением разве Филиппа Нуаре»,— сказал о нем один крупный итальянский журналист.

 Жан Рошфор родился 29 апреля 1930 года. Семья все время переезжала из города в город, и Жан переходил из одного учебного заведения в другое. Начиная серьезно подумывать о карьере актера, Жан Рошфор сначала посещает частные Драматические курсы на улице Бланш, а затем уже переходит в Консерваторию. Следует служба в армии, после чего он вступает в труппу Гренье-Юссено и играет с нею в известном кабаре на Левом берегу Сены — «Фонтан четырех времен года».

 Тогда же его начинают приглашать на телевидение.

 Дебют Жана Рошфора в кино прошел незаметно. В 1958 году режиссеры Шарль Жерар и Мишель Девиль дали ему маленькую роль в своей картине «Пуля в стволе». Картина не обратила на себя внимания, актеры — тоже, и Жан Рошфор соглашается сниматься у Марселя Палие-ро в совместной советско-французской постановке «Леон Гаррос ищет друга». Ему досталась там роль шофера Фернана, который сопровождает героя (в этой роли выступил известный телекомментатор Леон Зитрон) в его поисках по Советскому Союзу. Жан Рошфор проведет в СССР почти год, многое повидает, немалого добьется и возвратится в Париж... женатым на польке, с которой познакомился в Москве. Сейчас у него двое детей от этого скоропалительного, но счастливого брака.

 Итак, Жан Рошфор возвращается в Париж счастливым молодоженом, но по-прежнему малоизвестным актером. Он возобновляет работу на подмостках варьете, дублирует фильмы (кстати, одна из лучших его работ в этом жанре будет позднее, в 1969 году, в фильме С. Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа», где он «сделал» роль Чехова), становится известен на телевидении, где, в частности, сыграет графа Альмавиву в «Свадьбе Фигаро» —тонко, иронично, с подлинным артистизмом. В этот период ему приходится иногда в течение одного вечера выступать на разных площадках, играя самые разные роли. Для этого нужна была техника и много сил — молодому актеру не занимать ни того, ни другого. Эта практика очень пригодится ему позднее, в 1974 году, во время съемок фильма Ива Робера «Привет, артист!». Режиссеру даже не придется им управлять, он сам поведет его за собой, внося в образ и ситуации фильма подробности, подсказанные опытом.

 Словом, в тот «послемосковский» период он главным образом играет на сцене. Вместе с прекрасной актрисой Дельфин Сейриг они добиваются от весьма капризного английского драматурга Гарольда Пинтера права на постановку двух его пьес: «Коллекция» и «Любовник». Этими спектаклями начинается так называемый «британский» период в жизни актера. Изящная, намеренно холодноватая, сдержанная в выборе средств игра Жана Рошфора в английском репертуаре привлекает внимание. За Пинтером следуют и другие английские авторы, а также постановка чеховского «Платонова», комедия Пиранделло «Такой, каким ты хочешь меня видеть» и другие.

 Но он мечтает сыграть большую роль в кино, понимая, что только кинематограф принесет ему подлинную популярность, тогда как театр, в котором он выступает, остается элитарным. Поэтому Жан Рошфор не отказывается от небольших ролей в известных нам по прокату фильмах «Картуш» (1961) и «Железная маска» (1962), в серии о «Маркизе ангелов» — Анжелике (1962—1966). И терпеливо ждет.

 Такой рывок ему позволяет сделать Ив Робер, дав в 1972 году одну из главных ролей в своем фильме «Высокий блондин в черном ботинке». Тулуз у Рошфора — денди. За его сдержанностью (почти британской) скрывается зловещий интриган, романтик-меломан и честолюбец, не брезгующий никакими средствами для достижения своей цели,— симбиоз достаточно устрашающий. Тем самым сатирическая основа комедии Ива Робера становилась еще более «весомой».

 В том же году он выступил в фильме Филиппа Лабро «Наследник», где главного героя, мультимиллионера Барта Корделла, играл его старый приятель Жан-Поль Бельмондо. Жан Рошфор в этом фильме — его правая рука, «управделами» и доверенное лицо, который, однако, не сумеет уберечь того от гибели. Рисунок роли традиционен для Жана Рошфора — тут как бы закрепляется определенный типаж. Но он не собирается ограничиться такого рода ролями. Возможность снова играть у Ива Робера в бытовых комедиях типа «Вид слонов обманчив тоже» (1976) и «Мы все отправимся в рай» (1978), близких традициям бульварной комедии, открывает новые грани таланта актера. В этих двух фильмах он играет одного из четверки друзей — Этьена, образ, понятный каждому «ветреному», но любящему мужу. Отказываясь комиковать, придерживаясь строгой манеры игры, Жан Рошфор делал своего Этьена не просто забавным, но и человечным.

 Думается, не будь всех этих ролей, Жан Рошфор не смог бы столь органично войти в сложные по своей структуре и мысли картины Бертрана Тавернье. Сначала он как бы пробовал свои силы в «Часовщике из Сен-Поля» (1974) в роли полицейского комиссара Гибу, расследующего дело сына часовщика (кстати, встреча на съемке с Ф. Нуаре тоже имеет важное значение для актера — они станут закадычными друзьями). Рошфор играл не профессию, а человека. Гибу тоже отец и тоже не очень счастливый муж. Несмотря на врожденное недоверие к «флику» (полицейскому), главный герой вынужден признать его лояльность. В фильме больше подтекста, чем слов, особенно в сценах Рошфора и Нуаре.
 Еще более интересна следующая работа Жана Рошфора (и опять с Нуаре) у того же Тавернье в фильме «Да будет праздник!» (1975). Его аббат Дюбуа — фигура историческая, «серый кардинал» при регенте Филиппе Орлеанском, одна из «гнусных личностей» (по словам историка Сен-Симона) той эпохи. Но Рошфор увидел в нем не только честолюбца, который ради епископской сутаны за одно утро выучил наизусть мессу, не только дельца, содержавшего два дома терпимости и не брезговавшего взятками. На экране парвеню — сын аптекаря, человек, в котором «боролись всяческие пороки, звучавшие, как отзвук боя» (опять характеристика Сен-Симона). Дюбуа у Жана Рошфора как бы прислушивается к этим звукам. Это человек, аккумулирующий ненависть третьего сословия к знати,— один из предвестников грядущей Революции. Сложный образ!

 Присущее ему обаяние Жан Рошфор блистательно демонстрирует в мелодрамах. В этом смысле его удача в картине режиссера Алена Кавалье «Странное путешествие» (1981) имеет принципиальное значение.

 Жан Рошфор в этом фильме художник-реставратор. У него взрослая дочь, которую воспитывает бывшая жена, и старуха мать в городе Труа. После неприятного для обоих разговора по телефону (мать хочет приехать в Париж повидать сына, а тот просит ее отложить поездку) мать исчезает. Сын и внучка предпринимают розыски (полиции как-то не до того) — они отправляются в путешествие «по шпалам» — от Труа до Парижа, подозревая, что старуха, сознавая свою ненужность, могла выброситься из поезда. Подозрения эти подтвердятся... Но путь, который проделают отец и дочь, станет также их собственным путем друг к другу. С поразительным тактом и душевной щедростью сыграна эта роль Жаном Рошфором. Он не оправдывает своего героя (ведь как часто мы бываем неосознанно жестоки с родителями!). Он просто хочет показать «случай», типичный и трагичный, хочет, чтобы мы, зрители, поверили его раскаянию, тому, что он постарается измениться.

 Жан Рошфор — один из самых занятых актеров своего поколения. Но роли, подобные тем, которые ему дали сыграть Б. Тавернье и А. Кавалье, встречаются не часто. Поэтому он иногда соглашается и на небольшие роли, превращая их в «концертный номер». Таков Рошфор в картине Клода Шаброля «Невинные с грязными руками» (1975)— одна сцена, гротескная интермедия в довольно мрачном фильме. Превосходный в ролях комического плана, он явно купается в главной роли талантливого пианиста и неисправимого донжуана (картина «Ходок» де Брока, 1981), переключаясь затем на мелодраму («Дорогая незнакомка» в том же 1981 году у М. Мизраки), или охотно выступает в политическом детективе с четкими антирасистскими контурами («Надо убить Бергитт Хаас» Лорана Эйнемана, 1981) — три разные роли в течение одного только года.

 Подобно своим друзьям — Нуаре и Мариелю,— он охотно поддерживает начинающих режиссеров — Пьера Лари (снявшего в 1977 году первую картину «Чертик из коробки», историю служащего, несправедливо уволенного, который устраивает бунт, вовлекая в него остальных сотрудников), Мишеля Вианея («Воскресенье полицейского», 1982).

 Свою актерскую деятельность Жан Рошфор сочетает с режиссерской в жанре короткометражного фильма. Так он снял картину о пловчихе Розине Бутэн-Кайе, фильм-портрет об актере Марселе Далио — «С почтительным неуважением», а методом кинонаблюдения — об одном из старинных парижских бистро. Кроме того, он любит лошадей, разводит их, и это стало чем-то большим, чем просто «хобби».

 Может быть, тут сказывается инстинкт самосохранения? Кто знает, ведь завтра его могут перестать снимать. Однажды он написал, что в свое время и он, и Нуаре, и Мариель обладали «невыгодной внешностью», и их стали снимать только тогда, когда «сменились критерии интересности индивидуумов».

 Жан Рошфор явно боится очередной «смены критериев» — и его можно понять. Он слишком хорошо знает переменчивость ветра в своей профессии. Но пока, к счастью для всех, этот ветер несомненно дует в его сторону.

 

 

Кратко

 Жан Рошфор родился в Динане (Dinan, Cotes-D’Amor). Начав серьезно подумывать о карьере актера еще в юности, Рошфор сначала посещал частные драматические курсы на улице Бланш в Париже, а затем перешел в Парижскую консерваторию драматического искусства, где подружился с другими студентами — Жан-Полем Бельмондо и Жан-Пьером Мариелем. Учеба была прервана службой в армии, после которой Рошфор вступил в труппу Гренье-Юссено и играл в известном кабаре на Левом берегу Сены — «Фонтан четырех времен года». Тогда же его начали приглашать на телевидение. 

  Дебют Жана Рошфора в кино состоялся в конце 50-х, но два первых фильма («Встреча в Париже» и «Пуля в стволе») прошли незамеченными публикой и критикой. 

  В 1958 Рошфор почти год провел в СССР, снимаясь у Марселя Палиеро в совместной советско-французской постановке «Леон Гаррос ищет друга» в роли шофера, сопровождающего главного героя в его путешествии по Советскому Союзу. В Париж Рошфор вернулся женатым на польке, с которой познакомился в Москве (сейчас у него две дочери от этого брака). В это время ему частенько приходилось в течение одного вечера выступать на разных площадках, как его герою-актеру из фильма Ива Робера «Привет, артист» (1974). 

  Первая известность пришла к актеру на телевидении, где, в частности, он с подлинным артистизмом сыграл графа Альмавиву в «Свадьбе Фигаро». 

  Вместе с актрисой Дельфин Сейриг они добиваются от капризного английского драматурга Гарольда Пинтера права на постановку его пьес «Коллекция» и «Любовник». Изящная, сдержанная игра Жана Рошфора в английском репертуаре привлекает внимание. За Пинтером следуют и другие английские авторы, а также постановка чеховского «Платонова» и комедия Пиранделло «Такой, каким ты хочешь меня видеть». 

 Будучи уже известным театральным актером, Жан Рошфор не отказывается от небольших ролей в приключенческих фильмах «Картуш» (1961), «Железная маска» (1962), «Злоключения китайца в Китае» (1965), в серии об Анжелике (1962 — 1966). 

  Лишь в 70-е Рошфор находит себя как комедийный киноактер благодаря лентам Ива Робера о Высоком блондине, «И слоны бывают неверны» и «Мы все отправимся в рай». Отказываясь от явного комикования, придерживаясь строгой, «британской» манеры игры, актер делал человечными своих героев — даже таких зловещих, как главный враг Высокого блондина полковник Тулуз. 

  Эти роли сделали его популярным у самой широкой публики. Однако, первого своего «Сезара» Рошфор получил в 1976 все же за драматическую роль: в исторической драме Бертрана Тавернье «Да будет праздник!» он исполнил роль аббата Дюбуа, «серого кардинала» при регенте Филиппе Орлеанском, содержавшего два дома терпимости и не брезговавшего взятками. 

  Через два года второго «Сезара», на этот раз — за главную роль, принес актеру фильм Пьера Шендерфера «Краб-барабанщик» (1977). Наконец в 1998 Рошфор получил почетную премию «Сезар» за творчество. В 90-е и в начале нового века актер работает столь же напряженно. Он продолжает свое сотрудничество с Ивом Робером («Бал зануд») и Патрисом Леконтом («Муж парикмахерши», «Танго», «Насмешка», «Большое турне / Великие князья», «Человек с поезда»), поддерживает своим участием фильмы молодых, не всегда, надо сказать, достойные по художественному уровню («Бланш», «RRRrrrr!!!»). 

  В 2003 был членом жюри Фестиваля в Каннах. Ролью всей жизни для Рошфора мог стать Дон Кихот в ленте Тэрри Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота», но съемки этой ленты были прерваны, едва начавшись, из-за серьезной болезни актера. В результате, вместо полнометражной игровой ленты получился документальный фильм «Затерянные в Ла Манче» (2002), рассказывающий об этом несостоявшемся проекте. 

  Свою актерскую деятельность Жан Рошфор сочетает с режиссерской в жанре документального фильма. Так он снял картину о пловчихе Розине Бутэн-Кайе, фильм-портрет актера Марселя Далио «С почтительным неуважением», кинонаблюдение об одном из старых парижских бистро. Кроме того, он разводит лошадей, и это стало его второй профессией. 

  Жить актер предпочитает в провинции, подальше от Парижа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Яндекс.Метрика