Адриано Челентано
ADRIANO CELENTANO
АДРИАНО ЧЕЛЕНТАНО
Адриано Челентано (род. 6 января 1938, Милан, Италия) — итальянский музыкант, киноактёр, эстрадный певец, кинорежиссёр, композитор, общественный деятель и телеведущий. В Италии за свою манеру двигаться на сцене получил прозвище «Molleggiato» (итал. На пружинах).
Челентано является одним из самых успешных и влиятельных исполнителей в истории итальянской музыки — за всю свою карьеру он выпустил сорок один студийный альбом общим тиражом 150 миллионов, а также снялся более чем в сорока кинофильмах. У русских зрителей пользуется большой популярностью благодаря кинокомедиям «Укрощение строптивого» (1980), «Блеф» (1976), «Безумно влюблённый» (1981) и «Бинго-Бонго» (1982).
Обладатель двух премий «Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль в картинах «Блеф» (1976) и «Бархатные ручки» (1980). В 1989 году был награждён высшей премией города Милана — Ambrogino d’oro (рус. Золотой Амвросий). В 2007 году возглавил список «100 самых ярких кинозвёзд» по версии журнала Time Out.
В честь Адриано Челентано назван астероид № 6697, открытый 24 апреля 1987 года.
В настоящее время певец проживает вместе с супругой на собственной вилле в Гальбьяте, в провинции Лекко, у подножия горы Монте Барро, а также продолжает активную творческую деятельность.
Биография
1938—1960: Ранние годы
Адриано Челентано родился в день Бефаны (праздник шуток и розыгрышей) — 6 января 1938 года в Милане, на Виа-Глюк, 14. Он стал пятым ребёнком в семье, переехавшей из Апулии на север в поисках работы. В момент его появления на свет матери Адриано уже исполнилось сорок четыре года. В Милане Адриано провёл свои детство и отрочество. В двенадцатилетнем возрасте бросил школу и, так как его семья жила бедно, начал работать подмастерьем в часовой мастерской. В юности будущий певец часто изображал известного американского комика Джерри Льюиса, и сестра Челентано послала на конкурс двойников одну из фотографий, где её брат был в образе этого артиста, — в итоге Челентано занял первое место и выиграл 100 000 лир. В этот период Адриано начал проявлять интерес к музыке, в частности, к рок-н-роллу, который, как и многие другие молодые итальянцы, он услышал в 1955 году на показе фильма «Школьные джунгли», в котором звучала песня «Rock Around the Clock» Билла Хейли. Вдохновлённый этим примером Челентано стал участником рок-группы Rock Boys, в состав которой входили Джорджо Габер, Луиджи Тенко и Энцо Янначчи. С 1954 года Челентано стал писать и исполнять собственные композиции, а через год начал сотрудничество со своим другом Мики Дель Прете, который в дальнейшем написал для Адриано большое количество песен и долгое время был его главным продюсером. Челентано также был участником музыкальной группы I Ribelli, в которой играл его многолетний друг, ударник Джанни Дель Альо.“Мама будила меня рок-н-роллом, который обожала. Включала пластинку и говорила: «Адриано, посмотри, уже восемь часов!». Хотя на самом деле было только семь,” — Адриано Челентано.
Первое официальное выступление Адриано Челентано состоялось 18 мая 1957 года в Ледовом дворце Милана — совместно с группой Rock Boys он принял участие в «Первом итальянском фестивале рок-н-ролла». В конкурсе участвовали многие итальянские рок-группы, и почти все должны были представить на суд жюри песни известных американских музыкантов. Но Rock Boys рискнули и выступили с авторской композицией «Ciao ti diro» (рус. Я скажу тебе «чао»), с которой одержали победу.
13 июля 1958 года Челентано победил на фестивале лёгкой музыки в городе Анкона, исполнив композицию «Il tuo bacio e come un rock» (рус. Твой поцелуй, как рок), и через два года компания Jolly подписала с ним контракт и выпустила его первый студийный альбом — Adriano Celentano con Giulio Libano e la sua orchestra. В том же году Адриано Челентано был направлен на военную службу в город Казале-Монферрато, а затем в Турин в казармы на проспекте Советского Союза.
1961—1970: Прорыв в карьере
27 января 1961 года певец впервые принял участие в музыкальном фестивале в Сан-Ремо с песней «Ventiquattromila baci» (рус. 24 тысячи поцелуев). Для участия военнослужащего в фестивале потребовалось специальное разрешение от министра обороны Джулио Андреотти. В начале выступления певец повернулся к зрителям спиной, поэтому жюри сочло это невежливым и присудило ему только второе место. Несмотря на это, «Ventiquattromila baci» поднялась на вершину хит-парада и была признана лучшей итальянской песней десятилетия. 19 декабря того же года исполнитель разорвал контракт с Jolly и, собрав своих лучших друзей и единомышленников, создал собственный лейбл звукозаписи — Clan Celentano. Первая пластинка Non mi dir, выпущенная этим лейблом, разошлась более чем миллионным тиражом. В 1962 году певец победил на конкурсе «Кантаджиро», выступив с песней «Stai lontana da me» (рус. Ты далеко от меня), после чего отправился на гастроли по Франции и Испании, а также создал серию собственных телевизионных программ.
В 1966 году Челентано решил вернуться на фестиваль в Сан-Ремо с песней «Il ragazzo della via Gluck» (рус. Парень с улицы Глюка). Хотя композиция не получила никаких призов, она была переведена на двадцать два языка и более четырёх месяцев возглавляла итальянские хит-парады. Эта композиция, в которой рассказывается о судьбе простого миланского парня, — первая социально-политическая песня Челентано, которая обошла весь мир. Позднее её включили в школьные учебники как призыв к бережному отношению к природе. Тогда же вышел и одноимённый альбом. Через два года певец вновь выступил в Сан-Ремо, на этот раз с песней «Canzone», заняв только третье место, но снова первые места в хит-парадах.
В 1968 году Clan Celentano выпустил альбом Azzurro/Una carezza in un pugno. Песня «Azzurro» (рус. Синева) из этого альбома, музыку к которой написал Паоло Конте, а слова — Вито Паллавичини, стала одной из самых известных в репертуаре Адриано Челентано. Например, фанаты сборной Италии по футболу выбрали «Azzurro» в качестве неофициального гимна для чемпионата мира по футболу 2006. Позднее песню перепевали такие известные певцы и коллективы, как Джанни Моранди, Мина Маццини, Die Toten Hosen и Ricchi e Poveri. Паоло Конте также написал музыку к песне «La coppia piu bella del mondo» (рус. Самая красивая пара в мире), которая была опубликована ещё в 1967 году в виде сингла и спета в дуэте с супругой Челентано, актрисой Клаудией Мори. В 1970 году артист в очередной раз выступил на фестивале в Сан-Ремо и впервые победил, исполнив в дуэте с Клаудией Мори песню «Chi non lavora non fa l’amore» (рус. Кто не работает, тот не любит).
1970—1991: Популярность
В начале 1970-х годов Челентано придумал и записал композицию «Prisencolinensinainciusol», текст которой состоит из непонятных выдуманных слов, которые ничего не обозначают, что символизирует разобщённость людей, неспособных понять друг друга. Песня долго оставалась в верхних строчках европейских хит-парадов и попала в американские поп-чарты. Композиция исполняется речитативом, что можно расценить как один из первых рэп-экспериментов. В конце 2009 года композиция стала интернет-мемом.
В 1972 году на LP вышел альбом I mali del secolo, все композиции которого были сочинены самим Челентано. Большинство из них посвящены проблемам современного мира. Особенно успешной стала сатирическая песня против загрязнения окружающей среды — «Un albero di trenta piani» (рус. Дерево в тридцать этажей). Кроме того, была выпущена испанская версия этой композиции — «Un arbol de 30 pisos». В записи диска принимали участие музыканты из группы Il Balletto di Bronzo. В 1995 году альбом был переиздан на компакт-диске. В 1976 году певец записал альбом Svalutation. Текст одноимённой песни из этого альбома иронически комментировал социальный кризис, существовавший в те годы в Италии, благодаря чему диск вышел на европейский рынок и занял первые места во Франции и Германии.
Адриано Челентано о России: "Ещё в детстве, мальчиком, я всегда представлял себе Россию как сказочную страну. Мне казалось, что в каждом доме топится печка, а вокруг собираются обитатели этого дома, чтобы поговорить о том, о сём. А за окном снег. В доме потрескивают поленья в печи и незримо присутствует мудрость. Вот так я всегда представлял себе Россию — край, находящийся в самом центре Земли, где даже войны не смогли убить мысль мудрецов. И очень рад тому, что приехал сюда и могу здесь зажечь свой огонь, потому что, видимо, именно отсюда начнётся тот великий огонь, в котором сгорит всё зло.
Речь Адриано Челентано во время выступления в С/К «Олимпийский», Москва, 1987 год.
В 1979 году Челентано выпустил альбом Soli (рус. Наедине), при создании которого впервые сотрудничал с популярным итальянским композитором Тото Кутуньо. Альбом продержался на вершине итальянского хит-парада 58 недель. В Советском Союзе пластинка была издана фирмой «Мелодия». В том же 1979 году был издан альбом Me, live!, записанный во время концерта Челентано 28 августа 1977 года в Чезене, на стадионе «Дино Мануцци». В 1980 году Челентано выпустил ещё один студийный альбом, над созданием которого работал Тото Кутуньо, — Un po’ artista un po’ no, после чего их сотрудничество прекратилось. Несмотря на это, они остались хорошими приятелями. В общей сложности специально для Челентано Тото Кутуньо написал тринадцать песен.
Наиболее заметными работами периода 1980-х стали альбомы Atmosfera (записанный под явно ощутимым влиянием «новой волны»), а также Deus (1981), I miei americani (1984) и I miei americani 2 (1986), представляющие собой собрание кавер-версий песен известных англоязычных групп и исполнителей, таких как The Beatles, The Platters, Литл Ричард, Элвис Пресли, Рэй Чарльз и другие. Все песни альбомов были переведены на итальянский язык, в них были несколько изменены аранжировки. Перевод текстов песен максимально приближен к оригиналу.
В 1987 году Челентано вместе с Клаудией Мори единственный раз прибыл в Советский Союз на премьеру своего фильма «Джоан Луй». Несмотря на то, что певец страдает аэрофобией, для СССР он сделал исключение и прилетел на самолёте. Артист дал два концерта в Москве в спортивном комплексе «Олимпийский», ставшие его первыми выступлениями после восьмилетнего перерыва. Центральное телевидение записало телеверсию концерта.
С 1987 года вплоть до 1991-го в творчестве певца было временное «затишье» — за эти годы он не издал ни одного студийного альбома и не снялся ни в одном фильме. Однако в 1991 году он возобновил музыкальную деятельность и выпустил альбом Il re degli ignoranti (рус. Король невежд), состоящий из десяти треков. Пластинка была издана спустя четыре года с момента выхода предыдущего студийного альбома певца — La pubblica ottusita. Диск содержит как ранее не опубликованные композиции, так и ремейки уже издававшихся песен (например, ремейк «Cammino» из альбома Atmosfera 1983 года). В записи пластинки в качестве бэк-вокалистов принимали участие дети Челентано — сын Джакомо, дочери Розита и Розалинда. На две песни из альбома были сняты музыкальные видеоклипы. В том же году певец написал и выпустил одноимённую книгу.
1994—2008: Новый период
Девяностые годы стали новым этапом в музыкальной карьере Челентано. Полностью отказавшись от съёмок в кино, Челентано начал сотрудничать с новыми авторами и выпускать новые музыкальные альбомы. В 1994 году, после трёхлетнего перерыва, певец выпустил новый студийный альбом Quel punto и 18 мая того же года вернулся на сцену, отправившись в концертное турне по Италии и за границей. В 1995 году исполнитель выпустил свой первый и единственный сборник ремиксов — Alla corte del remix, в создании которого приняли участие такие музыканты, как Alex Party, DJ Cerla и Скэтмэн Джон. В 1996-м, в сотрудничестве с композитором Карло Маццони и аранжировщиком Фио Занотти, Челентано записал диск Arrivano gli uomini, состоящий из одиннадцати новых треков. Альбом пользовался большим успехом не только в Италии, но также в Германии и других европейских странах. 27 сентября 1997 года певец выступил на концерте в Болонье, посвящённом 23-му Национальному евхаристическому конгрессу, на котором присутствовал Иоанн Павел II. А в 1998 году Клаудия Мори предложила мужу записать диск с популярной певицей Миной. В результате количество проданных экземпляров их совместного альбома Mina Celentano составило около 1 600 000 единиц, благодаря чему диск стал самым продаваемым альбомом в творчестве Мины. На одну из песен с альбома был снят мультипликационный видеоклип.
В 1999 году Челентано начал сотрудничать с композитором Джанни Белла, а также продолжил работать с известным поэтом-песенником Моголом. Совместно с ними певец записал и выпустил пять студийных альбомов, первым из которых стал диск Io non so parlar d’amore (рус. Я не умею говорить о любви). Он разошёлся двухмиллионным тиражом и пробыл в итальянских чартах 100 недель, тем самым позволив исполнителю вернуть к себе внимание широкой публики. Альбом включает в себя такие композиции, как «Gelosia» (рус. Ревность), «Senza amore» (рус. Без любви), «L’emozione non ha voce» (рус. Чувство не имеет голоса), а также «L’arcobaleno» (рус. Радуга), которая посвящена Лучио Баттисти — популярному итальянскому певцу и композитору, умершему в 1998 году.
Спустя год Челентано решил не прерывать сотрудничество с Белла и Моголом, записав и выпустив диск Esco di rado e parlo ancora meno. Однако в альбоме есть две песни, написанные другими авторами — композиторами Карло Маццони и Ивано Фоссати. В результате диск получился успешным — в 2001 году он стал платиновым. Кроме того, было продано около 1 800 000 экземпляров, хотя на момент выхода предыдущий альбом, Io non so parlar d’amore, всё ещё оставался в «Топ-50» самых продаваемых альбомов Италии.
В 2002 году вышел следующий альбом — Per sempre. Диск имел большой успех как в Италии, так и за её пределами. В записи нескольких песен принимал участие популярный американский джазовый композитор и пианист Чик Кориа. Отдельно стоит выделить композицию Джанни Белла «Confessa», ставшую необычайно популярной в России, как и снятый на неё музыкальный видеоклип: на YouTube он собрал более трёх миллионов просмотров. Данный альбом был издан в пяти вариантах: самостоятельный CD, SACD, CD DigiPak, LP и CD+DVD-Video. В 2004 году в качестве приглашённого гостя Челентано присутствовал на фестивале в Сан-Ремо. В том же году он выпустил очередной студийный альбом — C’e sempre un motivo. Диск включает неопубликованную ранее песню «Lunfardia» известного итальянского барда Фабрицио де Андре, написанную незадолго до его смерти, и ремейк «Il ragazzo della via Gluck», исполненный вместе с Сезарией Эворой в музыкальных ритмах Кабо-Верде, — в альбоме он назван «Quel casinha», а оригинальный текст заменён на новый, написанный на креольском языке. В своём интервью журналу Sorrisi от 11 ноября 2004 года Челентано прокомментировал этот необычный дуэт так: "Я всегда слушал и люблю музыку Сезарии, которая хранит дух её культуры. Однажды я попросил Клаудию разыскать её, чтобы предложить спеть вместе. Но я плохо себе представлял, о чём её попросить. Во время беседы я сказал, что мне было бы приятно спеть вместе с ней. Или одну из её замечательных вещей, или «Парня с улицы Глюк», аранжированного и с текстом, переложенным её группой. Она захотела послушать песню. Ей очень понравилось, и она одобрила эту последнюю идею."
Титульную песню «C'e sempre un motivo» написал композитор Карло Маццони, с которым Челентано уже сотрудничал при записи своих предыдущих альбомов. Она же стала и первым синглом с альбома. Диск также содержит кавер на песню «Bensonhurst Blues» Арти Каплана из фильма «За шкуру полицейского» — в альбоме Челентано композиция называется «Vengo dal jazz». Изначально C’e sempre un motivo издавался в различных вариантах: самостоятельный CD, издание CD+DVD-Video, а также на LP. Однако 14 октября 2005 года вышла новая версия, отличающаяся от предыдущей наличием дополнительной песни «L’indiano», написанной итальянским композитором Паоло Конте. Переиздание коснулось версии CD и издания CD+DVD-Video. Кроме того, это был первый альбом в Италии, выпущенный в формате DualDisc. Пластинка интересна тем, что здесь Челентано исполнил песни в разных стилях — поп-рок, аргентинское танго, морна и свинг.
Ещё одним подтверждением популярности Челентано стал антологический сборник Unicamente Celentano из трёх дисков, вышедший в ноябре 2006 года, — за шесть месяцев было продано свыше 350 000 экземпляров. Один из дисков включает в себя новую версию песни «Oh Diana», которую Челентано исполнил совместно с певцом Полом Анкой.
В конце 2007 года, незадолго до своего семидесятилетнего юбилея, Челентано выпустил свой 40-й студийный альбом — Dormi amore, la situazione non e buona. Диск является его пятой совместной работой с Белла и Моголом. На диске присутствуют композиции, сочинённые и другими авторами, — например, одну из песен написал рэпер Неффа. В создании диска приняли участие известные музыканты: для записи первого сингла с альбома, «Hai bucato la mia vita», Челентано пригласил пианиста и композитора Лудовико Эйнауди, а для записи композиции «Anna Magnani» — саксофониста Стефано Ди Баттиста и его квартет. Также над альбомом работал выдающийся американский сессионный барабанщик Винни Колайута. Альбом за два месяца стал четвёртым платиновым диском в репертуаре исполнителя. Он был очень тепло встречен публикой и профессиональными критиками. Большинство обозревателей отметило, что альбом, безусловно, получился одним из самых «минорных» в карьере певца. Кроме того, были очень высоко оценены вокал Челентано и качество аранжировок.
В 2008 году вышел новый двухдисковый сборник — L’animale, включающий в себя Canzoni d’amore (рус. Песни о любви) и Canzoni contro (рус. Песни против). Всего в новый CD-сборник вошло 28 треков, среди них и две ранее не опубликованные песни. Одна из них, «Sognando Chernobyl» (рус. Сны о Чернобыле), о Чернобыльской катастрофе, которая написана самим Челентано. По ней был снят 11-минутный музыкальный видеоклип, показывающий последствия Чернобыльской аварии. В своём интервью газете La Stampa певец отметил, что поводом для написания этой композиции стало «откровенно безответственное решение правительства о строительстве новых атомных электростанций». Вторая новая песня, «La cura» (рус. Оберег), — это кавер на одноимённую композицию другого итальянского певца, Франко Баттиато. По словам самого Челентано, этот альбом раскрывает две стороны его души — Любовь и Протест.
2011—2013: Новый альбом и возвращение на большую сцену
29 ноября 2011 года Челентано выпустил новый альбом — Facciamo finta che sia vero, в создании которого впервые за долгое время не участвовали постоянные партнёры певца — композитор Джанни Белла и поэт Могол. Диск стал первым студийным альбомом исполнителя после четырёхлетнего перерыва. Изначально планировался одновременный выход диска и мультсериала «Адриан», где Челентано выступает в качестве режиссёра и художественного директора, в начале 2012 года, так как они должны были быть составными одной истории. Однако 28 сентября 2011 года в итальянской газете Corriere della Sera появилась статья, в которой сообщалось о скором выходе первого сингла с нового альбома Адриано Челентано. Диск является совместной работой Челентано с такими певцами и композиторами, как Франко Баттиато, Джулиано Санджорджи, Ману Чао, Фил Палмер, а также рэпер Джованотти и пианист Рафаэль Гуалацци, представитель Италии на Евровидении 2011. За две недели после выпуска было продано более 150 000 экземпляров альбома в Италии, благодаря чему он стал пятым платиновым диском в творчестве певца. В России альбом вышел 16 июля 2012 года. На песню «Non so piu cosa fare» с этого диска был снят и выпущен музыкальный видеоклип, в котором снялись все четыре исполнителя данной песни — Челентано, Джованотти, Франко Баттиато и Джулиано Санджорджи.
3 декабря 2011 года Челентано выступил в Генуе на вечере итальянского комика Беппе Грилло, где исполнил две композиции. Концерт транслировался в прямом эфире на сайте YouTube. В конце 2011 года певец открыл в Интернете собственный блог, новый сайт, официальную страницу в социальной сети Facebook, а также зарегистрировал видеоканал на YouTube, где разместил несколько своих музыкальных клипов.
Лучшие альбомы Адриано Челентано
Dormi amore, la situazione non e buona (2007)
Io non so parlar d’amore (1999)
Quel punto (1994)
Esco di rado e parlo ancora meno (2000)
Arrivano gli uomini (1996)
Facciamo finta che sia vero (2011)
Per sempre (2002)
C’e sempre un motivo (2004)
Il re degli ignoranti (1991)
Uh… uh… (1982)
Soli (1979)
По данным голосования на сайте Celentano.ru.
14 февраля 2012 года Адриано Челентано впервые после многолетнего перерыва выступил на открытии фестиваля итальянской песни в Сан-Ремо, где исполнил несколько песен, в том числе новых. Его появление на сцене не подтверждалось до самого последнего момента, и он не участвовал ни в одной репетиции. К тому же поначалу компания RAI не одобряла идею его выступления, поскольку певец в последнее время выступает с критикой итальянских властей. Тем не менее выступление Челентано было самым ожидаемым и в итоге стало главным «гвоздём» фестиваля. Перед выходом певца на сцену зрителям была показана пиротехническая увертюра, а также фрагменты фильма «Враг у ворот» о Сталинградской битве. Во время выступления, длившегося около пятидесяти минут, Челентано говорил о европейском кризисе, проблемах католической церкви, «техническом» правительстве, референдуме, Конституционном суде и цензуре телекомпании RAI, которая проводит и демонстрирует в прямом эфире фестиваль. Вместе с Челентано выступили также ведущие фестиваля Джанни Моранди и Пупо. Участие Челентано в фестивале вызвало широкий резонанс в итальянских СМИ, причиной которого послужил ряд резких высказываний Адриано в адрес двух итальянских изданий — Avvenire и Famiglia Cristiana: "Бесполезные газеты, такие как Avvenire и Famiglia Christiana, определённо должны быть закрыты. Они занимаются политикой, а не Богом и его делами, не утешением страждущих. В их лицемерных текстах разговор о Боге занимает слишком мало места."
А 18 февраля того же года Челентано выступил на закрытии фестиваля, исполнив три песни, две из которых — из его нового альбома.
Спустя восемнадцать лет после своего концертного турне по Италии и Европе Адриано Челентано вернулся на большую сцену. Две части новой концертной программы под названием Rock Economy прошли 8 и 9 октября 2012 года в знаменитом Амфитеатре в Вероне. Вместе с Челентано выступил популярный певец Джанни Моранди. В концертах были представлены как старые хиты, так и песни из более поздних альбомов (в том числе из Facciamo finta che sia vero). Примечательно, что большая часть билетов на концерт была продана по символической цене — всего 1 евро за штуку. Они поступили в продажу за три месяца до шоу и были раскуплены за считанные часы. Показатели телеканала Canale 5, который транслировал концерт в прямом эфире, стали лучшими в прайм-тайм за последние пять лет — девять миллионов зрителей. Новое шоу певца многие критики назвали событием мирового масштаба. 4 декабря того же года было выпущено концертное издание CD/DVD — Adriano Live.
Накануне собственного 75-летнего юбилея актёр разместил в своём блоге ранее не публиковавшуюся запись с кинопробой на роль в советско-итальянском фильме «Они шли на Восток». Несмотря на то, что Челентано успешно прошёл пробы, он не стал сниматься в этой картине, так как не хотел надолго расставаться со своей женой Клаудией Мори.
19 февраля 2013 года на официальном YouTube-канале появилась новая песня — «Ti fai del male», посвящённая парламентским выборам в Италии. Сочинённая самим же Челентано и длящаяся дольше шести минут, композиция охватывает различные темы: от проблем окружающей среды до выборов и движения «Пять звёзд», организованного итальянским комиком-политиком Беппе Грилло. Основная часть текста композиции сводится к одной фразе — «если ты не голосуешь, то причиняешь себе зло». Это является своеобразным призывом людей к тому, чтобы не оставаться равнодушными по отношению к предстоящим выборам.
Карьера в кино
Начало
Адриано Челентано снялся в 41 фильме, из которых четыре срежиссировал сам. Начало кинематографической карьеры Челентано совпало с началом его музыкальной деятельности — в 1959 году он снялся в своём первом фильме — «Ребята и музыкальный автомат» Лючио Фульчи, а в следующем году — в картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь» в эпизодической роли рок-певца. Его режиссёрским дебютом стал фильм «Суперограбление в Милане», где, помимо Челентано, сыграла его супруга Клаудия Мори, а также его друзья из «Клана». Картина является пародией на гангстерские комедии, популярные в те годы. Вплоть до 1969 года Челентано продолжал исполнять эпизодические роли (в основном музыкальные), но особой популярности в кино ещё не имел. Важным поворотом в карьере Челентано является фильм «Серафино» режиссёра Пьетро Джерми. В картине показана лирическая история простого деревенского парня — глуповатого, но имеющего доброе и любящее сердце. По сути, это его первая серьёзная роль в фильме известного режиссёра. Сам Джерми отзывался об артисте так: "Создаваемый им образ сродни персонажам народной комедии — он простоват и лукав, наивен и мудр одновременно. […] Он настолько уверенно работает на съёмочной площадке, так старается вникнуть во все стороны кинопроизводства, что мне кажется, он скоро сам станет режиссёром."
Успех
После выхода картины «Серафино» Челентано постоянно снимался в кино — ежегодно в прокат выходил как минимум один фильм с его участием. В этот период он работал с такими знаменитостями, как актёр Энтони Куин (комедия «Блеф» режиссёра Серджо Корбуччи), режиссёр Дарио Ардженто (военная трагикомедия «Пять дней») и актриса Софи Лорен (драма «Белый, красный и…» Альберто Латтуада), что являлось подтверждением роста его актёрского мастерства. В 1975 году вышел фильм «Юппи-ду», где Челентано выступил как режиссёр, композитор, сценарист и исполнитель главной роли. Для создания картины Челентано привлёк в бюджет фильма 420 миллионов лир, отдав в залог свою виллу и землю в Брианце. В этом фильме режиссёру удалось снять практически всю свою семью — жену Клаудию, а также троих детей: Джакомо, Розиту и Розалинду. В 2008 году фильм был отреставрирован и выпущен на DVD вместе с ремастированным саундтреком к фильму. Новая версия фильма была показана на 65-м Венецианском кинофестивале в сентябре 2008 года, где певец присутствовал со своей супругой лично. На одной из своих пресс-конференций Челентано охарактеризовал картину так: "«Юппи-ду» — это крик наслаждения. Крик любви между женщиной и мужчиной. Но также это крик сожаления из-за насилия женщины и из-за потери друга. Это очень наивный фильм, который будет интересен и через двадцать лет."
1978 год тоже является очень важным в карьере артиста — Челентано снял и выпустил автобиографический фильм «Безумец Джеппо» (где сыграл известного эстрадного певца, выбравшего любовь вместо славы и денег), а также начал сотрудничество с режиссёрским дуэтом Кастеллано и Пиполо — в общей сложности он снялся в восьми их фильмах. Первой их совместной картиной стала скандальная комедия «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер», где Челентано исполнил сразу две роли. Но наиболее известной картиной этого творческого союза, безусловно, является фильм «Укрощение строптивого» 1980 года, в котором партнёршей Челентано была актриса Орнелла Мути. Картина в пародийном ключе повторяет сюжетную линию пьесы Уильяма Шекспира «Укрощение строптивой», где своенравную и капризную героиню вразумлял мужчина. Фильм с большим успехом шёл в кинотеатрах многих стран, в том числе и в СССР, собрав в прокате двадцать миллиардов лир. Через год была снята ещё одна комедия, где Адриано и Орнелла снялись вместе, — «Безумно влюблённый», которая тоже оказалась успешной, собрав двадцать один миллиард лир.
В 1982 году Челентано снялся в роли человека-обезьяны, нового Тарзана в фильме «Бинго-Бонго» режиссёра Паскуале Феста Кампаниле. Роль является одной из самых необычных работ Челентано в кино, так как для съёмок артисту почти не пришлось учить текст — на протяжении всей картины его персонаж лишь издаёт нечленораздельные звуки, напоминающие звериное рычание, и только в финале начинает разговаривать. Фильм является аллегорической притчей о человеке и природе, о бережном отношении к животным. Эта комедия предваряет проблематику следующего фильма, снятого самим Челентано, — «Джоан Луй».
Последующие работы
25 декабря 1985 года состоялась премьера нового фантастического мюзикла «Джоан Луй», где Челентано снова выступил как режиссёр, композитор и актёр. Фильм рассказывает о втором пришествии Мессии на Землю и является апокалипсическим мюзиклом о конце света. При колоссальных затратах в шестнадцать миллиардов лир картина не окупила и половины своего бюджета, получив неодобрительные отзывы критиков. Обозреватели отмечали отсутствие конкретной идеи фильма, некую «сумбурность» сюжета и странный сценарий. Спустя год Челентано возобновил сотрудничество с Кастеллано и Пиполо и снялся в приключенческой комедии «Ворчун», исполнив роль адвоката Тито Торризи. После этого Челентано не работал в кино в течение пяти лет.
В 1992 году Челентано вернулся в кинематограф, снявшись в фантастической комедии «Джекпот», где выступил не только как актёр, но и как один из авторов сценария. Картина получила крайне негативные оценки кинокритиков и провалилась в прокате — при бюджете в восемнадцать миллиардов фильм собрал лишь 105 миллионов лир. На этом кинематографическая карьера Челентано закончилась. В своём интервью газете «Аргументы и факты» на вопрос журналиста о том, почему Челентано перестал сниматься в кино, артист ответил следующее: «Да надоело. К тому же нет хорошего сценария, чтобы мне понравился. Пусть лучше люди восторгаются, в каких замечательных фильмах Челентано когда-то снимался, нежели начнут плеваться — да что он, голодает, что ли, зачем согласился играть в таком кошмаре?».
Работа на телевидении
В разное время Адриано Челентано вёл несколько телепрограмм в эфире первого канала государственного телевидения Италии.
В 1987 году он был ведущим восьмого сезона шоу Fantastico. В программе в качестве приглашённых звёзд принимали участие многие знаменитости, в том числе деятели искусства — например, российский кинорежиссёр Никита Михалков, британский певец Элтон Джон и музыкальная группа Bee Gees. В одном из выпусков, который транслировался 7 ноября 1987 года накануне референдума, зрителям был показан сюжет об убийстве тюленей. Челентано выступил с монологом в защиту животных, после чего написал на доске фразу «охота против любви» и призвал телезрителей писать её на бюллетенях, чтобы таким образом люди выступили против охоты. В результате этого огромное количество бюллетеней было испорчено, а Челентано, которому по итальянским законам грозила тюрьма, заплатил государству двести миллионов лир.
В 1991 году на итальянском телевидении вышла программа Adriano Celentano a Notte Rock (рус. Ночной Рок), в которой артист отвечал на вопросы молодых людей, приехавших в студию из Милана и его пригородов. В рамках данной передачи были показаны два музыкальных видеоклипа на песни из альбома Il re degli ignoranti.
В 1999 году вышло четыре эпизода программы Francamente me ne infischio (рус. Сказать по правде — мне плевать), где обсуждались социальные и музыкальные темы. Гостями передачи стали такие известные люди, как Джо Кокер, Джанни Моранди, Том Джонс, Дэвид Боуи, а также Горан Брегович. Соведущей Челентано была актриса Франческа Нери. В 2000 году на международном фестивале «Золотая Роза» программа была награждена призом «Серебряная роза». В 2001 году на итальянском телевидении выходило ещё одно авторское телешоу Адриано Челентано — 125 milioni di caz..te, что в смягчённом переводе на русский язык означает «125 миллионов хр..ни». В одном из выпусков, во время номера с Дарио Фо, Челентано неудачно подпрыгнул, упал и сломал ногу. Но, несмотря на этот факт, программа не была закрыта, и певцу пришлось вести последующие выпуски с гипсом на ноге. В рамках данного телешоу транслировался детективный мини-сериал «Инспектор Глюк», где Челентано сыграл главную роль. В 2002 году Челентано принял участие в программе Джанни Моранди Uno di noi, где исполнил две песни — «L’emozione non ha voce» и «Confessa».
В октябре 2005 года стартовало шоу Rockpolitik (рус. Рокполитик), в котором Челентано снова выступил как ведущий. Все выпуски программы открывались под аккомпанемент электрической гитары, что символизировало идеологическую концепцию передачи — своеобразное «деление» мира на рок и «попсу». Ведущий программы вместе со своими гостями обсуждал, иногда в сатирическом ключе, общественные и политические вопросы и выступал с критикой правительства. Зрители в студии размещались на ярусных трибунах, окружённых огромными декорациями, изображающими город в американском стиле, с огромным мостом и силуэтами небоскрёбов. Также в студии были размещены два огромных светодиодных экрана: один из них располагался вдоль сцены со студийным оркестром, а второй использовался в качестве эффектного задника для сцены, на которой выступали артисты — гости шоу.
Первый выпуск программы вышел 20 октября 2005 года и сразу же вызвал широкий общественный резонанс. Причиной тому послужил ряд резких высказываний Челентано в адрес итальянского правительства и, в частности, Сильвио Берлускони, действующего на тот момент премьер-министра Италии. Не последнюю роль в этом конфликте сыграл и неоднозначный номер с «письмом премьер-министру», в котором Челентано назвал его «Коррупцьони». Берлускони очень обиделся и так отозвался о программе: "Программа Челентано — лишь последний эпизод той атаки, которую СМИ ведут с 2001 года на правительство и его председателя."
Программа побила все рекорды по телевизионным рейтингам — премьерный выпуск посмотрело более одиннадцати миллионов телезрителей. Несмотря на это, после выхода четырёх частей шоу прекратило своё существование, хотя каждый из выпусков в среднем собрал 48 % аудитории. 20 ноября 2006 года вышла одноимённая книга, посвящённая этой программе. 2 декабря того же года певец принял участие в программе Фабио Фацио Che tempo che fa в качестве приглашённого гостя, где исполнил три песни.
26 ноября 2007 года на телеканале Rai 1 вышло новое шоу Адриано Челентано — La situazione di mia sorella non buona. Программа была снята в студии звукозаписи, построенной в аудитории RAI в Милане. В передаче был инсценирован процесс записи альбома Dormi amore, la situazione non e buona, а также поднята тема атомных электростанций и проблем, связанных с этой отраслью энергетики. Название передачи — «С моей Сестрой не всё в порядке» — является цитатой из песни «La situazione non e buona», где под «Сестрой» подразумевается планета Земля, по аналогии со знаменитым «Гимном творений» Святого Франциска. В рамках этого шоу Челентано спел четыре песни из нового на тот момент альбома.
Адриано Челентано несколько раз принимал участие в съёмках рекламных роликов. В 1980 году он озвучил мультипликационный ролик фирмы Pirelli, в 1987-м артист снялся в рекламе стирального порошка немецкой фирмы Dash, а в 1995-м — в рекламе компании государственных железных дорог Италии Ferrovie dello Stato.
Оценка творчества
Адриано Челентано о музыке: "Я верю, что музыка — это голос особого духа, задача которого собирать мечты мира, и который, проходя через сознание людей, способен уладить, пусть даже на короткое время, их раздоры или потрясти души, разрушая социальные неудобства."
Адриано Челентано примечателен тем, что сумел проявить себя не только как актёр, но и как режиссёр, телеведущий, певец и композитор. Во многом он оказался первым: один из первых начал исполнять рок-н-ролл и рэп на итальянском языке, один из первых основал свою собственную независимую студию звукозаписи, один из первых стал выступать на стадионах. Его репертуар состоит из песен различных музыкальных направлений: итало-диско, блюз, рэп, электронная музыка, баллада, синтипоп, румба, романтический рок. Большинство композиций Челентано позднего периода характеризуются использованием электрогитары в качестве солирующего инструмента. В некоторых песнях Адриано использовал вымышленный язык «челентанеска», по звучанию напоминающий смесь английского и итальянского. Тексты его песен — не только о любви, они затрагивают и острые социально-политические темы, особенно в поздний период творчества. Через музыку певец пытается донести до слушателя то, во что он верит. «Высший долг артиста — протестовать против несправедливости», — считает он.
Благодаря выразительности голоса и внушительному вокальному диапазону Челентано стал одним из самых популярных итальянских певцов. По своей природе Челентано является экспериментатором — в разное время он пел в дуэте со многими другими известными исполнителями: с Сезарией Эворой («Quel casinha»), Миной Маццини («Acqua e sale», «Brivido felino», «Che t’aggia di'», «Dolce fuoco dell’amore», «Io non volevo», «Messaggio d’amore», «Sempre sempre sempre», «Specchi riflessi»), Надой («Il figlio del dolore»), Бьяджо Антоначчи («L’emozione non ha voce»), Полом Анкой («Oh Diana»), Франко Баттиато («Facciamo finta che sia vero»).
Блестяще удалась Челентано и кинематографическая карьера — снявшись более чем в сорока картинах, артист предстал перед зрителем в различных образах: рубаха-парень, мрачный женоненавистник, изысканный аристократ, убеждённый коммунист, ослепительный покоритель дамских сердец, гангстер и простой уличный певец. Особенно успешно актёру удавались роли обаятельных обманщиков. Обладая далеко не модельной внешностью, Челентано стал мировым секс-символом — артист, по его собственным словам, регулярно получал письма от советских поклонниц. Большинство фильмов, в которых он снялся, являются комедиями, однако Адриано работал и в других жанрах кино: фантастический мюзикл, военная драма, деревенская баллада и лирическая мелодрама.
Отличительной чертой артиста является его неповторимая пластика: во многих своих комедиях он показывал запоминающиеся танцевальные этюды, что придавало его образам дополнительное обаяние. Отдельного упоминания достойны и остроумные гэги, которые Челентано, по его собственным словам, в большинстве случаев придумывал прямо на съёмочной площадке: «Всё делается спонтанно. Но когда это повторяется часто и в разных вариациях, — это уже профессия. Багаж, который всегда с собой. Инстинкт — это моя поэтика, мой метод». В большинстве картин артист оставался верен своей эксцентрической натуре, старался создать иллюзию абсолютной самопроизвольности всего происходящего на экране. Что касается личных предпочтений актёра, то в одном из своих интервью Адриано заявил, что режиссёр, у которого он ещё хотел бы сняться, — это Квентин Тарантино. Среди любимых актёров Челентано выделяются Кларк Гейбл и Фред Астер.
Личная жизнь
Адриано Челентано познакомился со своей будущей женой, актрисой Клаудией Мори, на съёмках фильма «Какой-то странный тип». 14 июля 1964 года они тайно обвенчались в церкви Святого Франциска в городе Гроссето. Клаудия также занимает должность исполнительного директора компании Clan Celentano. У них трое детей: дочери Розита и Розалинда и сын Джакомо. Джакомо — тоже певец, а Розалинда — киноактриса. В ноябре 2004 года у Джакомо Челентано родился сын Самуэле — первый внук Адриано и Клаудии.
Челентано интересуется футболом и болеет за миланский «Интер» — в 2008 году он выступил на концерте в честь столетия любимого клуба. Любимым хобби артиста по сей день остаётся ремонт часов. Также певец увлекается теннисом, бильярдом, фотографией, шахматами и любит готовить.
Убеждения и политические взгляды
В ряде СМИ неоднократно публиковались предположения, что с 2005 года Челентано является вегетарианцем и выступает в защиту прав животных (по его собственным словам, исключение составляют насекомые). Певец указывает на следующие преимущества вегетарианства: здоровье, удар по индустрии «холокоста» сознательных живых существ, возможность объявить о том, что «не из-за меня ягнята и козлята забиваются на скотобойнях на Рождество и Пасху». По вероисповеданию Адриано — католик. «Я верю в Бога и считаю, что он есть в каждом человеке», — говорит музыкант.
Адриано Челентано неоднократно резко высказывался в адрес итальянского правительства — до сих пор он является одним из активных оппозиционеров. Челентано выступает против загрязнения окружающей среды, сноса архитектурных памятников, недобросовестности властей, а также против политической цензуры в средствах массовой информации. Долгое время актёр негативно относится к Сильвио Берлускони — 29 апреля 2011 года певец написал письмо в газету Fatto Quotidiano, в котором достаточно резко раскритиковал премьер-министра, обвинив его во лжи и заявив, что Берлускони не способен управлять большой страной. В том же письме он призвал итальянцев принять участие в референдуме, который должен был состояться на Апеннинах 12 июня. Берлускони ушёл в отставку 13 ноября 2011 года.
В настоящее время Адриано Челентано поддерживает движение «Пять звёзд», организованное итальянским комиком-политиком Беппе Грилло.
Влияние
Адриано Челентано был невероятно популярен в Советском Союзе. Это оказало существенное влияние на отечественную культуру. Ниже приведён список некоторых аллюзий на творчество артиста.
* В репертуаре российского актёра и музыканта Игоря Скляра есть шуточная песня «Портрет Челентано»;
* Челентано упоминается в популярном советском мультфильме «Возвращение блудного попугая»;
* В одном из эпизодов кинофильма «Зимний вечер в Гаграх» герой Александра Панкратова-Чёрного выдаёт себя за Челентано;
* В тексте песни «Сегодня в нашем клубе» рок-группы «Динамик» есть строки: «Ты любишь ананасы и бананы, и обожаешь песни Челентаны»;
* В кинофильме «Карнавал» 1981 года звучит фрагмент композиции «Il tempo se ne va» из альбома Un po’ artista un po’ no;
* В знаменитом сюжете детского киножурнала «Ералаш» «Сорок чертей и одна Зелёная муха» с участием Геннадия Хазанова в момент прохождения директора и нового учителя по коридору звучит песня «Uh… uh…» из фильма «Бинго-Бонго»;
* Певец упоминается в композициях «Дачные романы» и «Человек-магнитофон» Валерия Леонтьева;
* В художественном фильме «Игла» с Виктором Цоем звучит песня «Non succedera piu» в исполнении Адриано Челентано и Клаудии Мори;
* В художественном фильме «Конец операции «Резидент»» итальянец Пьетро Матинелли (роль исполняет Андрей Харитонов) уверяет свою новую знакомую Ольгу (Ирина Розанова), что Адриано Челентано является его соседом;
* Исполнителю посвящена композиция «Челентано» Алексея Иващенко и Георгия Васильева;
* Шуточная песня «Челентано» есть у автора-исполнителя Вероники Долиной;
* В художественном фильме «Где находится нофелет?» Гоша говорит своему другу, что в ресторане он пять раз заказывал песню «Susanna» Адриано Челентано;
* Образ Адриано Челентано в иронической манере обыграл Гарик Мартиросян из Comedy Club в одной из своих миниатюр.
* Кроме того, в честь певца названа украинская сеть ресторанов быстрого обслуживания — «Пицца Челентано».
* Образ Челентано из фильма «Укрощение строптивого» используется также компанией по производству вин серии «Танец виноделов».
Дискография
1960 — Adriano Celentano con Giulio Libano e la sua orchestra — Jolly LPJ 5008
1960 — Furore — Jolly LPJ 5017
1962 — Peppermint twist — Jolly LPJ 5021
1963 — A New Orleans — Jolly LPJ 5025
1965 — Non mi dir — Clan, ACC 40002
1966 — La festa — Clan, ACC 40006
1966 — Il ragazzo della via Gluck — Clan, ACC 40007
1968 — Azzurro/Una carezza in un pugno — Clan, ACC 40011
1968 — Adriano Rock — Clan, BF 501
1969 — Le robe che ha detto Adriano — Clan, BF 502
1970 — Il forestiero — Clan, BFM 700
1971 — Er piu – Storia d’amore e di coltello — Clan, BFM 602
1972 — I mali del secolo — Clan, BFM 701
1973 — Nostalrock — Clan, CLN 65764
1975 — Yuppi du — Clan, CLN 69120
1976 — Svalutation — Clan, CLN 86013
1977 — Disco dance — Clan, CLN 86026
1977 — Tecadisk — Clan, CLN 86033
1978 — Ti avro — Clan, CLN 20053
1978 — Geppo il folle — Clan, CLN 20099
1979 — Soli — Clan, CLN 20150
1960 — Furore — Jolly LPJ 5017
1962 — Peppermint twist — Jolly LPJ 5021
1963 — A New Orleans — Jolly LPJ 5025
1965 — Non mi dir — Clan, ACC 40002
1966 — La festa — Clan, ACC 40006
1966 — Il ragazzo della via Gluck — Clan, ACC 40007
1968 — Azzurro/Una carezza in un pugno — Clan, ACC 40011
1968 — Adriano Rock — Clan, BF 501
1969 — Le robe che ha detto Adriano — Clan, BF 502
1970 — Il forestiero — Clan, BFM 700
1971 — Er piu – Storia d’amore e di coltello — Clan, BFM 602
1972 — I mali del secolo — Clan, BFM 701
1973 — Nostalrock — Clan, CLN 65764
1975 — Yuppi du — Clan, CLN 69120
1976 — Svalutation — Clan, CLN 86013
1977 — Disco dance — Clan, CLN 86026
1977 — Tecadisk — Clan, CLN 86033
1978 — Ti avro — Clan, CLN 20053
1978 — Geppo il folle — Clan, CLN 20099
1979 — Soli — Clan, CLN 20150
1979 — Me, live! — Clan, CLN 22203
1980 — Un po’ artista un po’ no — Clan, CLN 20201
1981 — Deus — Clan, CLN 20257
1982 — Uh… uh… — Clan, CLN 20324
1983 — Atmosfera — Clan, CLN 20380
1984 — I miei americani — Clan, CLN 20445
1985 — Joan Lui — Clan, CLN 20485
1986 — I miei americani 2 — Clan, CLN 20545
1987 — La pubblica ottusita — Clan, CLN 20699
1991 — Il re degli ignoranti — Clan, 9031 74439-1
1994 — Quel punto — Clan, 4509 97319-1
1995 — Alla corte del remix — Clan, CLCD 74321 331042
1996 — Arrivano gli uomini — Clan, CLCD 74321 381192
1998 — Mina Celentano — Clan/PDU, 90011
1999 — Io non so parlar d’amore — Clan, CLN 13641
2000 — Esco di rado e parlo ancora meno — Clan, CLN 20482
2002 — Per sempre — Clan, CLN 20511
2004 — C’e sempre un motivo — Clan, CLN 20551
2007 — Dormi amore, la situazione non e buona — Clan, CLN 2058
2011 — Facciamo finta che sia vero — Universal Music/Clan, CLN 2098
2012 — Adriano Live — Universal Music/Clan, CLN 2111
Библиография
Книги Адриано Челентано
Celentano A., Ripa L. Il paradiso e un cavallo bianco che non suda mai. — Sperling & Kupfer, 1982. — P. 247. — ISBN 8820002213
Celentano A. Il re degli ignoranti. — Milano: A. Mondadori, 1991. — P. 124. — ISBN 88-04-35115-2
Celentano A., Jannuzzi J. Il profeta e i farisei. — Prime Edizioni di Maurizio Biaducci, 1988. — P. 182. — ISBN 88-18-57017-X
Celentano A. Rockpolitik. / Ciotta M. — Milano: Bompiani Overlook-Clan Celentano, 2006. — P. 208. — ISBN 88-452-5734-7
Книги об Адриано Челентано
Викторова Е. А. Киношоу Адриано Челентано // Адриано Челентано. — Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1991. — 48 с.
Викторова Е. А. Я, Адриано Челентано. — Филобиблон, 1998. — 152 с.
Мишиев Б. П. Мудрость Celentano. — Дербент, 2012.
Caressa F. Azzurro. Conte, Celentano, un pomeriggio…. — Roma: Donzelli, 2008. — ISBN 9788860363077
Chiorino M. Adriano Celentano. — Milano: Targa italiana, 1991. — ISBN 88-7111-052-8
Ciotta M. Un marziano in tv. Adriano Celentano. Francamente me ne infischio. — Roma: Rai Eri, 2001. — ISBN 88-397-1137-6
Cotti S. Adriano Celentano. 1957–2007: Cinquant’anni da ribelle. — Roma: Editori Riuniti, 2007. — P. 327. — (Momenti Rock). — ISBN 9788835959434
Ebboli F. Adriano Celentano. Dalla Via Gluck a Rockpolitick. — Genova: Lo Vecchio, 2005. — ISBN 88-7333-123-8
Fittante A. Questa e la storia… Celentano nella musica, nel cinema e in televisione. — Milano: Il castoro, 1997. — ISBN 88-8033-105-1
Jannuzzi L. Il profeta e i farisei. — Milano: Rusconi, 1988. — ISBN 88-18-57017-X
Maiotti M 1944-1963: i complessi musicali italiani. — Maiotti Editore, 2010. — P. 84—87.
Manfredi G. Adriano Celentano. — Roma: Lato Side, 1981.
Perini B. Adriano: la sua vita e come un rock. — Rizzoli, 1999. — Т. 3. — 130 с. — ISBN 8817862223
Perini B. Memorie di zio Adriano. — Mondadori, 2010. — 204 с. — ISBN 978-88-04-60338-2
Piancatelli U. Celentano. La vita, le passioni, la musica, il cinema, la tv. — Barbera, 2012. — 219 с. — ISBN 978-8878995253
Porzioni E. Celentano & Rivoluzione. — Chinaski Edizioni, 2012. — P. 200. — ISBN 9788889966877
Red S. e Lucas S. Il re dello spettacolo. — Milano: Forte, 1983.
Salvatori D. Adriano Celentano. — Roma: Gremese, 1998. — P. 94. — ISBN 88-7742-169-X
Simonetta U. Celentano. — Milano: Longanesi, 1966.
Мини-досье
Карьера актер, режиссер, сценарист, композитор, монтажер, продюсер
Рост 1.78 м
Дата рождения 6 января, 1938 • козерог
Место рождения Милан, Италия
Жанры комедия, драма, мюзикл
Супруга Клаудия Мори ... трое детей
Знаете ли вы, что...
Был пятым ребенком в семье, переехавшей из Апулии на север в поисках работы.
С двенадцати лет Адриано совмещал учёбу с работой подмастерья в часовой мастерской.
Более чем за сорок лет своей творческой деятельности Челентано выпустил свыше 30 музыкальных альбомов общим тиражом 70 миллионов копий.
Фильмография
Актер
Джекпот (1992)
Ворчун (1986)
Джоан Луи (1985)
Он хуже меня (1985)
Синг-Синг (1983)
Особые приметы: красавчик (1983)
Бинго Бонго (1982)
Гранд-отель «Эксельсиор» (1982)
Безумно влюбленный (1981)
Туз (1981)
Укрощение строптивого (1980)
Хозяйка гостиницы (1980)
А спорим? (1980)
Бархатные ручки (1979)
Суббота, воскресенье и пятница (1979)
Безумец Джеппо (1978)
Дядя Адольф, по прозвищу Фюрер (1978)
Невезучий папарацци (1977)
Другая половина неба (1977)
Благородный венецианец (1976)
Блеф (1976)
Под каким ты знаком? (1975)
Поторопись, пока не вернулась жена (1975)
Ругантино (1973)
Пять дней (1973)
Эмигрант (1973)
Белый, красный и... (1972)
История любви и ножей (1971)
Серафино (1968)
Европа поет (1966)
Суперограбление в Милане (1964)
Дурной мир (1964)
Какой-то странный тип (1963)
Монах из Монцы (1962)
Крикуны перед судом (1960)
Музыкальный автомат кричит о любви (1959)
Ребята и музыкальный автомат (1959)
Режиссер
Джоан Луи (1985)
Безумец Джеппо (1978)
Поторопись, пока не вернулась жена (1975)
Суперограбление в Милане (1964)
Сценарист
Джекпот (1992)
Джоан Луи (1985)
Безумец Джеппо (1978)
Поторопись, пока не вернулась жена (1975)
Композитор
Джоан Луи (1985)
Безумец Джеппо (1978)
Другая половина неба (1977)
Поторопись, пока не вернулась жена (1975)
Монтажер
Джоан Луи (1985)
Безумец Джеппо (1978)
Поторопись, пока не вернулась жена (1975)
Продюсер
Безумец Джеппо (1978)
Актер: Хроника, В титрах не указан
Эй, давай-ка твист (1961) (в титрах не указан)
Сладкая жизнь (1959) (в титрах не указан)
Актер: Играет самого себя
1960 (2010) (играет самого себя, хроника)
Noi che abbiamo fatto la dolce vita (2009)
Те, кто и есть... футбол (сериал, 1993 – 2011) (играет самого себя, хроника)
Disco (сериал, 1971 – 1982)
Самая красивая пара в мире (1968)
Вчерашние песни, сегодняшние песни, завтрашние песни (1962)
Я целую... ты целуешь (1961)
Сан-Ремо, большой вызов (1960) (играет самого себя; короткометражка)
Давай, Джони, давай! (1959) (играет самого себя, в титрах не указан)
Взбесившиеся (1956)
Интересные факты
Адриано родился пятым ребенком в семье переселенцев с юга Италии. К моменту его появления на свет его брат Алессандро и сестры Мария и Роза были взрослыми людьми, а матери исполнилось сорок четыре года. Последний раз она рожала в двадцать шесть. Четвертым ребенком была девочка, Адриана, умершая задолго до его рождения в возрасте четырех лет. Вся семья была настолько уверена, что мальчик тоже либо умрет, либо родится мертвым, что не подготовила к его рождению даже кроватку и пеленки. Даже акушерка была в этом уверена, придя к роженице. Родившись, младенец некоторое время не издавал никаких звуков, но потом очень громко закричал! Пришлось тете Адриано взять мужнины рубашки и смастерить из них все необходимое для младенца. Родители назвали младшего сына в честь умершей сестры. Маленький Адриано был любимцем в семье, атмосфера любви и заботы сделала из него эмоциональную и чувствительную натуру
Для Адриано всегда главным человеком в жизни была мама. "Когда ее не стало, мне стало казаться, что мир каждый день становился меньше и меньше. Я никогда не сожалел, что не видел маму молодой. Я всегда представлял, что мать должна быть именно такой. Все другие казались мне ненастоящими. У моей глаза были моего цвета, и она была высокого роста... Но прежде всего, она настолько была для меня матерью, что была моим вторым "Я". Да, с того момента, как я вышел из нее, она проникла в меня, и я должен признать, что я принял почти всю ее, даже то, что она была женщиной до кончиков ногтей. Она была очень привлекательной и немного комичной. Иногда она развлекалась тем, что пугала меня. Бывало, когда я сидел в ванной, она пряталась за дверью и высовывалась неожиданно, от чего я в ужасе подпрыгивал." (А. Челентано, "Il paradiso e un cavallo bianco, che non suda mai")
Адриано с детства мечтал заработать много денег для своей семьи, учиться в школе ему категорически не нравилось, и после пяти лет неудачных попыток овладеть школьной программой, он был отправлен подмастерьем в часовую мастерскую своего дяди. И, если бы не Элвис Пресли, смотрящий на юнца из витрины музыкального магазина, стал бы Адриано лучшим в Италии часовщиком...
В семье Адриано традиционно пели все... кроме самого Адриано. Так и продержался он «молчуном» до 17 лет. А потом вдруг победил на конкурсе двойников, куда попал, благодаря сестре. Она сфотографировала брата, изображающего Джерри Льюиса на самодеятельном концерте, и отправила фотографии в жюри конкурса. Рок-н-ролл настолько «поглотил» Адриано, что он организовал ансамбль «Рибелли» и стал его солистом. Ансамбль принимал участие в конкурсах и концертах, собирая аншлаги. В 1957 году Адриано стал победителем конкурса рок-н-ролла, проходившем во дворце «Гьяччо» в Милане, с песней «Чао ти дирo». С этой поры успех стал неотъемлемым спутником Адриано. Все, что он начинал делать, получалось удачно и плодотворно.
Во всем Адриано оказывался первым.
Один из первых в мире стал писать и исполнять рок-н-ролл на итальянском языке.
Первый в мире стал писать песни в стиле «Рэп»
Первый в мире создал свою собственную независимую студию звукозаписи.
Первый в Италии снял видеоклип.
Первый в мире стал исполнять песни о политике и острых социальных проблемах.
Первый певец, который сорвал правительственные выборы... 2 раза.
Один из немногих артистов, проживший с женой в идеальном браке более 40 лет.
Первый шоумен, открыто выступивший против действующего премьер- министра страны на его же собственном телеканале...
Награды
* Каннский Кинофестиваль
1975 г. номинирован на «Золотую Пальмовую ветвь» за фильм Yuppi du (1975 г.).
* Награда David di Donatello
В 1980 г. получил награду Давида ди Донателло, в номинации «Лучший актер» за фильм "Бархатные ручки" (1979 г.). В 1976 г. получил награду Давида ди Донателло в номинации «Лучший актер» за фильмы "Блеф" (1976 г.), совместно с Уго Тоньяцци за "Amici miei" (1975 г.) и "Anatra all'arancia, L'" (1975 г.).
* Итальянский Национальный Синдикат Киножурналистов
В 1976 г. Челентано получил награду Серебряный Орден, как «Лучший Музыкант» за фильм Yuppi du (1975 г.).
Из интервью
Высший долг артиста — протестовать против несправедливости.
Ещё в детстве, мальчиком, я всегда представлял себе Россию как сказочную страну. Мне казалось, что в каждом доме топится печка, а вокруг собираются обитатели этого дома, чтобы поговорить о том, о сём. А за окном снег. В доме потрескивают поленья в печи, и незримо присутствует мудрость. Вот так я всегда представлял себе Россию — край, находящийся в самом центре Земли, где даже войны не смогли убить мысль мудрецов. И очень рад тому, что приехал сюда и могу здесь зажечь свой огонь, потому что видимо именно отсюда начнётся тот великий огонь, в котором сгорит всё зло.
Что бы ты ни придумал, всегда найдётся тот, кто уже делал это до тебя. Так что главное — сделать это лучше.
То единственное, к чему надо стремиться в жизни, — это любовь.
Уважающий себя актёр не станет сниматься в каких попало картинах ради гонорара.
Я всегда слушал и люблю музыку Сезарии Эвора, которая хранит дух её культуры. Однажды я попросил Клаудию разыскать её, чтобы предложить спеть вместе. Но я плохо себе представлял, о чём её попросить. Во время беседы я сказал, что мне было бы приятно спеть вместе с ней. Или одну из её замечательных вещей, или «Парня с улицы Глюк», аранжированного и с текстом, переложенным её группой. Она захотела послушать песню. Ей очень понравилось, и она одобрила эту последнюю идею.
Для меня Бог — самый великий комик и шоумен всех времён и народов. Я бы много чего отдал, чтобы научиться тому, что он умеет.
«Юппи-ду» — это крик наслаждения. Крик любви между женщиной и мужчиной. Но также это крик сожаления из-за насилия женщины и из-за потери друга. Это очень наивный фильм, который будет интересен и через двадцать лет.
Мама будила меня рок-н-роллом, который обожала. Включала пластинку и говорила: «Адриано, посмотри, уже восемь часов!». Хотя на самом деле было только семь.
Пусть лучше люди восторгаются, в каких замечательных фильмах Челентано когда-то снимался, нежели начнут плеваться — да что он, голодает, что ли, зачем согласился играть в таком кошмаре?
Я бы никогда не стал сниматься в Голливуде! Я даже не знаю, как туда добраться — я ведь не летаю на самолёте. Вернуться в кино? Это возможно, хотя для этого нужен был бы подходящий сюжет. А режиссёр, с которым я бы хотел поработать, есть — Квентин Тарантино.
Я верю в Бога и считаю, что он есть в каждом человеке.
Я верю, что музыка — это голос особого духа, задача которого собирать мечты мира, и который, проходя через сознание людей, способен уладить, пусть даже на короткое время, их раздоры, или потрясти души, разрушая социальные неудобства.
Я пою о Чернобыле, чтобы сказать «нет» ядерному безумию.
Признаюсь, Майкл Джексон стал потрясением для меня, когда я впервые прочувствовал «Billie Jean» из альбома Thriller. Я был поражён не только оригинальной манерой пения, но и инновационными аранжировками Куинси Джонса. Гениальное отрывистое звучание смычковых в одном ритме и лаконичный бас, означающие прежде всего ожидание появления короля. На самом деле уже во вступлении у меня было странное чувство, как будто тот создающий напряжение бас и те пронзительные скрипки на фоне и были его голосом. Они как будто предсказывали: «Я пришёл… Я побуду здесь недолго…». И он был там. Вступительные ноты были прелюдией к предстоящему музыкальному событию. Затем возник его голос. А в конце, даже не прослушав остальные песни альбома, я уже почувствовал рёв того урагана, который пронесётся по всей земле из-за него.
Я остаюсь экспериментатором. По своей природе я всегда в поисках того, чего ещё нет. Во всех областях. Но, что касается музыкальной сферы, не хочу говорить, что естественные звуки, не электронные, являются превосходящими. У каждой песни. Электронная музыка, как бы то ни было, притягательна, и ошибочно её демонизировать.
В священниках и монахах меня больше всего раздражает то, что они в своих речах и спорах не говорят о самой важной вещи — о той цели, ради которой мы все пришли в этот мир. Они больше не говорят о рае, как будто мы родились только для того, чтобы умереть. Вы, священники, обязаны говорить о рае! Потому что иначе народ будет думать, что вся наша жизнь — здесь, на этой земле. Какого хрена?! Что это за жизнь вообще такая, с болезнями, с экономикой, с войнами?!
Я не певец. Я часовщик, который поёт в свободное время.
Цитаты из песен
Я — бунтарь, мне не нравится этот мир, что не жаждет фантазии… — «Il ribelle», 1959
Не надо ненавидеть солнце, если ты не можешь увидеть его. Оно есть, и сейчас светит на нас, для нас. — «Preghero», 1965
Вера — это самый прекрасный дар, который даёт нам Господь, чтобы увидеть Его. — «Preghero», 1965
Если мы протянем руку тем, кто в ней нуждается, будет только любовь, только любовь. — «Mondo in mi 7?», 1966
Посмотри, какое общество — лицемерие тут и там. — «Mondo in mi 7?», 1966
Это история одного из нас, он также случайно родился на улице Глюка. В доме, за городом, где люди спокойные и работящие. Там, где вчера была трава, сейчас город… И тот дом, утопающий в зелени — где он теперь? — «Il ragazzo della via Gluck», 1966
Я не знаю — зачем продолжают строить дома, и не оставляют траву. Если мы так будем продолжать, кто знает — что будет, кто знает… — «Il ragazzo della via Gluck», 1966
Кто не работает, тот не занимается любовью. — «Chi non lavora non fa l’amore», 1970.
Там, где есть трава, есть любовь и жизнь. — «Viola», 1970
Жизнь — это самая красивая песня. — «Il cantante folle», 1984
Самый безумный певец — тот, который поёт сам для себя. — «Il cantante folle», 1984
Я представляю, будто наяву, Чернобыль. Его последыши уже рассеялись по белу свету, чтобы испачкать всё, что было светлым… И скоро вместе мы взлетим на воздух, БУМ! — «Sognando Chernobyl», 2008
Италия уже опущена до уровня бетонной плиты, сравнимой с похоронным саваном, на котором гнездятся мелкие пылинки коррупции. — «Ti fai del male», 2013.
Цитаты об Адриано Челентано
Адриано Челентано. Религиозен и сексуален. Нечто среднее между Иоанном Павлом II и Брижит Бардо. (Роберто Бениньи)
Он — настоящий мужчина во всех проявлениях. Дома — мужик, на сцене — актёр. Он в ток-шоу может высмеять самого Берлускони, назвав его «Коррупцьони». (Любовь Казарновская)
На самом деле, он — очень простой человек, хоть и гениальный. Он закончил лишь начальную школу, и его первым ремеслом была починка часов. Он был единственным человеком, поднявшим очень важные темы, которые касались всего итальянского народа. Удивительно в нём соеднинение этих двух качеств — простоты и гениальности. (Аль Бано)
Я считаю его величайшим итальянским актёром, хотя в жизни он такой же бесшабашный, как и на экране. Он всегда делает только то, что ему нравится. Мне кажется, что мы с ним в чём-то похожи — тембром голоса, религиозностью. (Тото Кутуньо)
Что да, то да: настоящий артист, Челентано умеет «прыгать» очень высоко (не зря же, ещё в самом начале карьеры, поклонники прозвали его «молледжато» — «подпружиненный»). Нюх у Челентано потрясающий, и он всегда держал нос по ветру, из-за чего, к сожалению, часто оказывался на грани потери собственного лица. Зато он никогда не стоял на месте. Он перепробовал все стили — рок-н-ролл, эстрада, соул, диско. (Дмитрий Игоревич Скирюк)
Он весь инстинкт, одарённость, исступление. В течение многих лет он создаёт образ «рубахи-парня» и верен ему по сей день. (Дарио Фо)
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить подписчиков в вк