Меню

Жан Марэ

 

JEAN MARAIS

 

ЖАН МАРЭ

 

 

Мини-досье

 Карьера актер

 Рост 1.82 м

 Дата рождения 11 декабря, 1913 • стрелец 

 Место рождения Шербур, Франция

 Дата смерти 8 ноября, 1998 • 84 года

 Место смерти Канны, Франция

 Жанры драма, комедия, приключения

 

 

Знаете ли вы, что...

 Настоящее имя — Жан Альфред Виллен-Марэ.

 Жан Марэ был гомосексуалистом.

 Марэ известен так же как и выдающийся скульптор. Пабло Пикассо, увидев некоторые ранние скульптурные работы Марэ, удивился, как человек с таким талантом скульптора «тратит своё время на какие-то съёмки в кино и работу в театре».

 В 15 лет Жан бросил школу и устроился в радиомастерскую. Подрабатывал на заводе «Патэ», на полях для гольфа, вскоре стал учеником фотографа. Параллельно рассылал свои фото на все киностудии, надеясь на небольшую роль.

 Три раза молодой Марэ безуспешно пытался поступить на актерское отделение Парижской Консерватории. В итоге был принят на курсы Шарля Дюллена.

 На первом прослушивании вместо одобрения будущий актер однажды услышал от педагога — «Вам надо лечиться, Вы истерик».

 Участвовал в начале и самом конце войны, умудряясь при этом сниматься в фильмах.

 Похоронен в Валлорисе на Старом кладбище.

 

 

Фильмография

Актер

 Ускользающая красота (1996)

 Отверженные (1995)

 Дети потерпевшего кораблекрушение (1992)

 Damia - Concert en velours noir (ТВ, 1989)

 Родственные связи (1986)

 Парковка (1985)

 Cher menteur (ТВ, 1982)

 Ужасные родители (ТВ, 1980)

 Vaincre a Olympie (ТВ, 1977)

 Жозеф Бальзамо (мини-сериал, 1972)

 Ослиная шкура (1970)

 Провокация (1970)

 Пария (1969)

 Преступная игрушка (1969) (короткометражка) 

 Семеро и стерва (1967)

 Фантомас против Скотланд-Ярда (1966)

 Святой выходит на след (1966)

 Фантомас разбушевался (1965)

 Адский поезд (1965)

 Полный свет на Станисласа (1965)

 Самозванец Тома (1965) (рассказчик, озвучка) 

 Джентльмен из Кокоди (1965)

 Фантомас (1964)

 Картошка (1964)

 Благородный Станислас, секретный агент (1963)

 Железная маска (1962)

 Парижские тайны (1962)

 Понтий Пилат (1962)

 Похищение сабинянок (1961)

 Наполеон II. Орленок (1961)

 Тайна Бургундского двора (1961)

 Капитан Фракасс (1961)

 Принцесса Клевская (1961)

 Капитан (1960)

 Аустерлиц (1960)

 Горбун (1959)

 Жизнь вдвоем (1958)

 У каждого есть свой секрет (1958)

 Ля Тур, берегись! (1958)

 Карманная любовь (1957)

 Белые ночи (1957)

 СОС, Норонга! (1957)

 Тайфун над Нагасаки (1957)

 Елена и мужчины (1956)

 Весь город обвиняет (1956)

 Губбиа, любимый! (1956)

 Когда б Париж поведал нам (1955)

 Будущие звезды (1955)

 Наполеон (1954)

 Тайны Версаля (1953)

 Граф Монте-Кристо (1953)

 Целитель (1953)

 Жюльетта (1953)

 Спальня старшеклассниц (1953)

 Голос тишины (1953)

 Разбитые мечты (1953)

 Призыв судьбы (1953)

 Кожаный нос (1952)

 Чудеса случаются однажды (1951)

 Стеклянный замок (1950)

 Орфей (1950)

 Кориолан (1950)

 Тайна Майерлинга (1949)

 Ужасные родители (1948)

 Глазами памяти (1948)

 Двуглавый орел (1948)

 Рюи Блас: Опасное сходство (1947)

 Шуаны (1947)

 Красавица и чудовище (1946)

 Кармен (1945)

 Безнадежное путешествие (1943)

 Вечное возвращение (1943)

 Кровать под балдахином (1942)

 Сгоревший павильон (1941)

 Злоупотребление доверием (1937)

 Странная драма (1937)

 Огненные ночи (1936)

 Новые люди (1936)

 Авантюрист (1934)

 Скандал (1934)

 Этьен (1933)

 Ястреб (1933)



 Актер: Хроника, В титрах не указан

 Женщина и мужчины (2010) (хроника, в титрах не указан) 

 Rene Deltgen - Der sanfte Rebell (ТВ, 2004) (хроника, в титрах не указан) 

 Луи де Фюнес, или Искусство смешить (ТВ, 2003) (хроника, в титрах не указан) 

 Ищите идола (1963) (в титрах не указан) 

 Завещание Орфея (1960) (в титрах не указан) 

 Счастье (1934) (в титрах не указан) 

 На улицах (1933) (в титрах не указан) 


Актер: Играет самого себя

 Легенды мирового кино (сериал, с 2004) (хроника) 

 Луи де Фюнес: Человек-комедия (ТВ, 2003) (хроника, в титрах не указан) 

 Федерико Феллини – найденный автопортрет (2000) (хроника) 

 В тени Голливуда (2000) (хроника, в титрах не указан) 

 Лукино Висконти (1999)

 71-я церемония вручения премии «Оскар» (ТВ, 1999) (играет самого себя - трибьют памяти, хроника) 

 Milice, film noir (1997)

 Вселенная Жака Деми (1995) (играет самого себя, хроника, в титрах не указан) 

 Елисейские поля (сериал, с 1982)

 Мой американский дядюшка (1980) (играет самого себя, хроника) 

 Ночь Сезара (сериал, с 1976)

 Jean Marais, artisan du reve (1975) (играет самого себя; короткометражка) 

 Анри Ланглуа (1970) (играет самого себя, хроника) 

 Одержимый (1968) (играет самого себя, в титрах не указан) 

 I misteri di Roma (1963)

 Дон Джованни с Лазурного берега (1962) (играет самого себя, хроника, в титрах не указан) 

 Любовь, мадам (1952) (играет самого себя, в титрах не указан) 

 Vedettes en liberte (1949) (играет самого себя; короткометражка) 

 Городской тост (сериал, 1948 – 1971)

 

 

 Жан Марэ (11 декабря 1913, Шербур, Третья французская республика — 8 ноября 1998, Канны, Франция) — французский актёр, постановщик, писатель, художник, скульптор, а также каскадёр.

 

 

Кратко

 Жан Виллен-Марэ родился 11 декабря 1913 года в Шербуре.

 Играл в приключенческих фильмах героические роли смелых и отважных персонажей; постоянно находясь в отличной физической форме, сам выполнял различные трюки, дрался на шпагах, ездил верхом, прыгал из окон и с мостов. Режиссёры специально компоновали кадры так, чтобы было видно, что трюк выполняет сам актёр. Имел исключительно выигрышную фактуру — мощное гармоничное атлетическое телосложение, мускулистые руки и ноги, смелое, прекрасное и мужественное лицо с ярко выраженными волевыми чертами и дерзким, вдохновенным и благородным взглядом. В своих лучших ролях давал романтические, идеальные образы рыцарей или авантюристов без страха и упрёка, людей несокрушимого духа, праведных и верных до мозга костей.

 Кроме большого артистического таланта, обладал значительными способностями к художественной скульптуре, живописи и поэзии. Пабло Пикассо, увидев некоторые ранние скульптурные работы Марэ, удивился, как человек с таким талантом скульптора «тратит своё время на какие-то съёмки в кино и работу в театре». В 1989 году в Париже в районе Монмартр был установлен памятник писателю Марселю Эме работы его друга Жана Марэ. Скульптура больше известна под названием «Человек, проходящий сквозь стену». Она полностью изготовлена из бронзы и ее идеей является эпизод к одноименному рассказу писателя.

 В сентябре 1995 года Жан Марэ позировал для портрета русскому художнику Георгию Шишкину и побывал на его выставке в Париже.

 Хотя во время Второй Мировой войны он женился на актрисе Миле Парели, брак распался через два года. Марэ был гомосексуалом, и около 20 лет спутником его жизни был Жан Кокто, в фильмах которого он начинал.

 Имел рост 182 см. Снялся в 107 картинах.

 Похоронен в Валлорисе на Старом кладбище.

 

 

Книги

 Янушевская И., Демин В. Жан Марэ. Человек, актёр, миф, маска. — М.: Искусство, 1969. — 240 с.

Жан Марэ. Жизнь актёра. — М.: Вагриус, 2001. — 320 с.

 

 

Жан Марэ в деталях

Душа ребенка Жанно

 Валлорис. Маленький провинциальный городок на юге Франции. Всего пятнадцать минут езды от фестивального Канна - и попадаешь в настоящий город гончаров: повсюду керамические изделия - в небольших частных магазинах, в галереях и просто на улицах. Огромные глиняные сосуды украшают центр города. Местные гончары, каждый на свой манер, создают из глины "обыкновенное чудо". Такого разнообразия форм, орнамента, разноцветной глазури не увидишь нигде. Здесь совершенно особая атмосфера, особая энергетика. Валлорис притягивает к себе творческих людей. Здесь жил и работал Пикассо. Здесь бывал Кокто. Сюда же переехал на склоне лет замечательный актер, легенда французского кино, кумир 40 - 60-х годов Жан Марэ, увлекшийся гончарным ремеслом и скульптурой и ставший почетным гражданином города.

 Судьба щедро одарила Марэ. Его называли человеком с тысячью талантов. Он был прекрасным актером, каскадером, художником, декоратором, дизайнером, гончаром, скульптором, писателем. И это далеко не полный перечень... Природа одарила его прекрасной внешностью, большой физической силой, благородством души, целеустремленностью. Он был мечтательным и верным, скромным и самокритичным, доверчивым и наивным. О нем писали: "Душа ребенка, заблудившаяся в теле атлета". Марэ не отрицал: "Ведь я актер, а актеры до самой старости остаются детьми". Жизнь Жана Марэ была долгой и очень плодотворной: он снимался в кино, играл в театре, рисовал, лепил и даже пел. Его интересовало все новое, неизведанное. На склоне лет он увлекся скульптурой, в будущем собирался работать с камнем. Ему хотелось в жизни многое успеть, многого достичь, и поэтому за какое бы дело он ни брался - все получалось: Жан Марэ любил жизнь и умел наслаждаться ею, что бы вокруг него ни происходило. Люди, окружавшие Марэ, непременно попадали под его обаяние. Он излучал спокойствие и доброжелательность, олицетворяя для многих образ счастливого человека. И действительно, на неизменный вопрос: "Вы счастливы?" - всегда давал положительный ответ. Жан Марэ считал себя незаслуженно одаренным судьбой и даже испытывал из-за этого чувство вины перед окружающими. Он никогда не жаловался на превратности судьбы, молча и с достоинством принимая и переживая все, что давала или отнимала у него жизнь. До последних лет своей жизни Марэ играл в театре и снимался в кино. Когда его спрашивали, хотел бы он что-либо изменить в своей прожитой жизни, он отвечал, что хотел бы прожить все то, что он прожил.



Шербурское детство

 Жан Марэ родился в Шербуре 11 декабря 1913 года в семье ветеринарного врача, но отца своего почти не помнил: родители развелись, когда ему было 5 лет, и дальнейшее воспитание Жана и его старшего брата легло на плечи матери, бабушки и тети. Жан был родом из детства, он на всю жизнь остался верен своим детским мечтам и привязанностям. Он был эмоциональным, чувствительным и очень восприимчивым ребенком. В 4 года, впервые попав в кинематограф, маленький Жан мечтает стать актером. Он боготворит кумиров немого кино - Пирл Уайт, Дугласа Фэрбенкса, Мэри Пикфорд - и мечтает когда-нибудь встретиться с Пирл Уайт: ее головокружительные трюки заставляют мальчика замирать от восторга. Через много лет, в Америке, эта встреча состоится, но Марэ ждет разочарование. Стареющая актриса признается ему, что все трюки за нее выполняли дублеры.

 Большую роль в жизни Жана сыграла его мать, которую он в детстве обожал. Мать Жана была красивой, волевой, острой на язык, артистически одаренной женщиной. Она любила своих детей, была строга и справедлива; по словам Марэ, воспитывала в них мужество, стойкость и бесстрашие. Но, будучи большой авантюристкой, она не смогла стать добрым ангелом своим сыновьям. Мадам Марэ была профессиональной мошенницей и воровкой: воровала в шикарных магазинах, таким способом зарабатывая на жизнь. Глубоко переживая и никогда не афишируя занятие своей матери, Жан "не смел ее осуждать", лишь старался заработать как можно больше денег, чтобы ей не приходилось больше заниматься своим "делом". Но это все равно продолжалось. Между матерью и сыном происходили конфликты, делавшие их обоих несчастными. Периодически пребывая в тюрьме и исчезая из его жизни, мадам Марэ все же желала играть главную роль в судьбе своего сына. Она эгоистично любила его, безжалостно критикуя всех его друзей и близких, препятствуя встрече с отцом.

 "Неужели моя жизнь будет похожа на плохой бульварный роман? Что сделала моя мать, чтобы помочь мне в жизни? Своей тиранической любовью она мне не только не помогла, а, наоборот, всегда направляла по ложному пути. Она не могла, не умела быть счастливой. Она даже не переносила атмосферы счастья, когда та ее окружала", - напишет Жан Марэ в своих мемуарах.

 Вспоминая свои школьные годы, Марэ называет себя "маленьким чудовищем" с лицом ангела. Бьющая через край энергия искала выхода и проявлялась в том, что он бузил, дерзил, дрался, чтобы только не стать любимчиком учителей, плохо учился, отличаясь лишь по декламации и физкультуре, так как считал, что это пригодится ему в будущей профессии актера. "Но учителя любили меня", - вспоминает Марэ. Он был обаятелен даже тогда, когда не желал этого. Постепенно, шаг за шагом, взрослея, Марэ избавляется от своих недостатков, врожденное чувство справедливости берет свое. Он желает нравиться, проявляет интерес к учебе. Он хотел бы учиться дальше, но ему исполняется шестнадцать - и нужно зарабатывать на жизнь. Жан не смеет сказать об этом матери и бабушке и начинает работать учеником на заводе, затем учеником фотографа, ни на минуту не забывая о своей мечте стать актером.



Встреча с Кокто

 Он дважды поступает и дважды проваливает экзамены - сначала в театральное училище, затем в Школу драматического искусства. Но, веря в свою счастливую звезду, Марэ не отчаивается и поступает на курсы знаменитого актера Шарля Дюллена. Вместо платы за учебу он подрабатывает у него статистом в театре. Дюллен отмечает прилежного ученика, но не видит в нем яркого дарования.

 Счастливый случай сводит Марэ в 1937 году с Жаном Кокто в молодежном спектакле "Царь Эдип". Великий поэт, драматург, эссеист был именно тем человеком, в котором так нуждался Марэ. Вначале Кокто заинтересовывается молодым человеком; страстная увлеченность театром, благородство и красота юноши очаровывают его. Затем он влюбляется в Марэ и признается ему в этом. Марэ потрясен. Кроме уважения и преклонения перед великим поэтом, у него нет к нему никаких других чувств. Слабый физически, курящий опиум, постоянно болеющий Кокто вызывает скорее сострадание, и Марэ решается: "Я же хочу быть артистом, ну что же, я сыграю роль влюбленного, чтобы человек, которым я восхищаюсь, был счастлив". Марэ пришлось долго играть эту роль: каждый, кто приближался к Жану Кокто, не мог его не любить. Марэ не стал исключением и вскоре полюбил его всем сердцем.

 Кто знает, как сложилась бы дальше судьба Жана Марэ, если бы судьбы этих людей не пересеклись. Марэ всегда сетовал на то, что у него не хватает образования, и Кокто - необыкновенно талантливый, эрудированный в любой области, обладающий неиссякаемой фантазией человек - стал для него не только близким другом, но и учителем. Кокто обожал Жана Марэ и хотел заменить ему и отца, и мать. Они были дружны 26 лет, и за это время - ни тени недоверия друг к другу, ни одной размолвки. Это была прекрасная дружба двух прекрасных людей.

 Жан Марэ вдохновил Кокто на создание таких фильмов, как "Вечное возвращение", "Красавица и Чудовище", "Рюи Блаз", "Орфей", ставших классикой французского кино и принесших Марэ известность и амплуа романтического героя.



Верный Мулук

 1939 год. Война. Жан Марэ становится водителем бензовоза и даже получает Военный крест за мужество и отвагу. Он настолько верит в свою необыкновенную удачу, что однажды, презирая опасность, рискует и проезжает на грузовике по заминированному полю. При бомбежках остается сидеть в машине с заведенным мотором, не кланяется пулям. Сам Марэ не видит в своем поведении ничего героического. Наоборот, ему казалось это очевидным, нормальным. Его воспоминания о тех днях - вереница анекдотических ситуаций. Он скажет потом: "Я не бежал от героизма, но героизм упорно бежал от меня".

 Долгожданная слава приходит к Жану Марэ в 1943 году после фильма "Вечное возвращение", где он снимается со своей собакой - Мулуком, подобранным на войне и ставшим ему верным и любимым другом. Марэ становится звездой, его донимают поклонники и поклонницы. В детстве он мечтал быть кумиром зрителей. "Небо услышало мои молитвы и вняло им, - с улыбкой говорил Марэ. - Как жаль, что я не догадался попросить Бога сделать меня большим актером. Может быть, я был бы им". Недовольный своим высоким от природы голосом, он начинает курить, чтобы понизить его тембр. Голос приобретает характерную хрипотцу и неповторимую индивидуальность. Марэ относится к себе слишком критично, никакой звездной болезни. Удивляют в нем его естественность и простота, огромное обаяние, душевность, человечность. Он никогда не казался себе красивым, никогда не был человеком с претензиями, даже во времена своего триумфа. "Всегда доступный другим, он принимал, не протестуя, всех представителей прессы, кроме "дураков", не строил из себя важную персону, подобно другим известным актерам. Жан Марэ был правдив по отношению к самому себе и по отношению к другим. Но он мог быть и жестоким, когда следовало заступиться за кого-либо из его друзей, плохо переносил, когда ему противоречили", - отмечает его биограф Кароль Вайсвайлер.

 С годами дороги Марэ и Кокто расходятся, но это не означает охлаждения отношений, которые из близких становятся дружескими, родственными. У Марэ расправляются крылья. Взяв такой великолепный старт благодаря Жану Кокто, он ищет свой собственный путь. Марэ красив, силен, очень пластичен, а его энергии хватило бы на пятерых. Он еще не знает, какой жизненный марафон ему предстоит, но он готов, он чувствует, что способен на многое.



Не только романтик

 Жан Марэ постоянно играет в театре. Он будет верен театру до конца жизни. "...Я ни с чем не могу сравнить то чувство полного счастья, когда я выхожу на сцену или же получаю роль, которая мне нравится. К сожалению, эту страсть невозможно объяснить людям, не связанным с театром. Это одновременно и ужасно, и прекрасно". Марэ сам ставит спектакли "Британик" и "Андромаху", делая к ним эскизы декораций и костюмов. "Андромаха" производит эффект разорвавшейся бомбы, настолько необычна постановка: отказ от традиционной декламации, неожиданные костюмы, декорации, прически. Марэ, сам того не желая, создал принципиально новый спектакль, на фоне которого другие спектакли казались устаревшими. В кино же на смену романтическим ролям приходят комедийные и откровенно характерные: "Призыв судьбы", "Жюльетта", "Разбитые мечты" и многие другие. Не все роли были одинаково удачными. Успех роли Марэ часто зависел от таланта режиссера. Иногда Марэ использовали скорее как типаж, и это не приносило ему удовлетворения. Он пишет Кокто: "...В сущности, кино меня интересует только тогда, когда оно в твоих руках. Я горжусь и счастлив, что снимался в твоих произведениях. Именно их я считаю единственными для меня. ...Любопытно, что талант бывает столь редок. Естественно, я не прошу других стать тобой, но надо иметь что-то в голове". Марэ с наслаждением работает с Л.Висконти в фильме "Белые ночи" и в спектакле "Двое на качелях" вместе с Ани Жирардо, а также у режиссера Ж.Ренуара. Его партнерами в кино и театре были такие прекрасные актеры, как Д.Даррье, И.Бергман, М.Морган, И.Де Брэ, М.Казарес, Д.Робен, Д.Делорм, М.Солонь, Б.Бардо, Э.Фойер. С приходом в кино режиссера Андре Юнебелля у Жана Марэ начинается новый период в кинематографии.

 В 50 - 60-е годы Жан Марэ становится непревзойденным кумиром "синема-бис", снимается в фильмах "Граф Монте-Кристо", "Горбун", "Парижские тайны", "Капитан", "Капитан Фракасс", "Чудо волков", "Фантомас", "Джентльмен из Кокоди" и многих других. Бесстрашный рыцарь плаща и шпаги, Марэ идеальный актер для трюковых фильмов: все трюки он выполняет самостоятельно, часто без страховки. (Не все знают, что у актера была сильная близорукость.) Смеясь своим неподражаемым смехом, он не устает повторять: "Я не боюсь. Нет, я не хочу дублера". Марэ рискует, но снова и снова испытывает свое везение. Во время съемок "Рюи Блаза" он чуть не погиб, переплывая бурный горный поток. Вода была ледяной и неслась с огромной скоростью. Марэ понесло через порог головой вперед, он оказался в водяном смерче, зажатый в расщелине между скалами вниз головой, вверх ногами. Огромным усилием воли ему удалось выбраться из этого каменного мешка.

 В фильме "Капитан" Марэ взбирается на отвесную башню по рукояткам кинжалов, срывается и падает с пятиметровой высоты. К счастью, без травм. Во время съемок фильма "Чудо волков" при падении с моста один из каскадеров разорвал барабанную перепонку. Юнебелль, режиссер фильма, решил использовать манекен, чтобы ни каскадер, ни, главным образом, Жан Марэ не стали выполнять это падение. Надо было снять дубль без ведома актера. Марэ, заподозривший что-то, прибыл на место до постановщика и, обнаружив манекен, одетый в его костюм, потребовал провести съемку прежде, чем появится Юнебелль. Ему не осмелились перечить, и сцена была снята без манекена и, к счастью, без несчастного случая. А на съемках "Джентльмена из Кокоди" без травм все же не обошлось. Взятый для наиболее опасных трюков каскадер получает травму, и актер рискует сам выполнить все трюки. Но во время съемок в порту Абиджана он неудачно оступается. Итог: растяжение связок икры, гематомы в бедре и вынужденный отдых в гостинице в новогодние праздники. Когда же съемка возобновляется, Марэ должен прыгнуть с балкона на грузовик. Он прыгает, но соскальзывает с крыши машины на землю и ломает себе обе руки. Это не помешало ему пролететь над городом, с гипсом на предплечье, на подвешенном к вертолету стальном тросе. Не следует полагать, что у Марэ была слишком горячая голова. Опасные трюки, которые он делал, тщательно рассчитывались. Он заставлял себя отрабатывать жест за жестом каждый элемент, прежде чем пускаться в приключение. Марэ, будучи большим каскадером, не занимался никакими видами спорта, только лыжами зимой и плаванием летом. На вопрос, почему он стал актером, Марэ отвечал, смеясь: "Чтобы не быть шутом в жизни".



Щедрый застенчивый друг

 Марэ никогда не скучал. Как Кокто, он был неутомим в работе. Он обожал красить, рисовать, высекать, но редко посещал музеи и выставки. Он путешествовал, только когда это было необходимо для его работы, и ненавидел туризм. Даже когда он не играл и не рисовал, одиночество не тяготило его. Он был пунктуален и не любил, когда приходили с опозданием. Однажды постановщик Жан-Люк Тардье пришел в кафе, где ему была назначена встреча, на две минуты позже. Марэ его ожидал недовольный, с сердитыми глазами: "Если бы я был поездом, вы бы меня уже пропустили. Значит, я вам менее важен, чем поезд".

 Расточительность Жана Марэ была легендарной. Рассказывают: "В аэропорту Ниццы Марэ заметил старую плачущую женщину и поинтересовался причиной ее слез. Оказалось, что она алжирка и у нее недостаточно денег, чтобы купить авиабилет и полететь на родину. Не говоря ни слова, Жан идет к окошку, покупает билет и приносит ей". Он умел быть деликатным. Его подруга Жаклин Фери рассказывала, что, приглашая ее на обед, он умудрялся незаметно оплатить такси, которое она заказывала, чтобы возвратиться домой.

 О своей личной жизни Жан Марэ не любил откровенничать. Но когда его многочисленные поклонницы узнали правду о его сексуальной ориентации, какой шквал возмущенных писем обрушился на него! Они почувствовали себя обманутыми. Марэ, от природы очень застенчивый, тяжело переживал ситуацию, но никто и никогда не слышал от него ни единого слова, ни единой жалобы. Он принял все молча и с достоинством. Марэ не скрывал свою сексуальную ориентацию, но никогда и не подчеркивал ее; говорил об этом без стеснения и без комплексов, но никогда не поддерживал шуток на эту тему. Как актер он чувствовал себя лучше в компании женщин.

 Мила Парелли, актриса, с которой у Марэ был роман, рассказывала, что он полушутя-полусерьезно сделал ей предложение. Правда, этот брак просуществовал недолго, но они остались друзьями на всю жизнь. У него хранилась фотография Марлен Дитрих с полушутливой надписью с одной стороны: "Ты не хочешь взять меня замуж? Нет?"... И с другой, глянцевой: "Я умею готовить". Чувство же Жана Марэ к актрисе Мишель Морган было серьезным. "Она - единственная женщина, которую я смог бы по-настоящему полюбить". Но Мишель Морган выходит замуж за Анри Видаля. Она вспоминает: "Он говорил мне, что хочет на мне жениться, но в то же время был влюблен в кого-то еще. Жан был великолепен, обаятелен, но иногда впадал в ужасный гнев. Играть с ним было удовольствием. Всегда все обсуждали. Никаких ссор, никакого соперничества. У него был священный огонь, у меня же не настолько. Он хотел уговорить меня играть на сцене, но я испытывала страх перед сценой. Позже мы играли с ним в "Священных чудовищах" и, каждый вечер встречаясь, радовались друг другу. Гастрольные поездки с ним были очарованием: вечерние прогулки, маленькие бистро... Я любила честность Жана Марэ, его достоинство, его откровенность, его мужество. Он ничего не боялся. Он был способен даже применить силу. Он не отказывался признать себя гомосексуалистом, не делая из этого знамени. Да, я любила Жана Марэ. Это была настоящая дружба".

 В дружбе Жан Марэ был честен и искренен. О своих отношениях с женщинами предпочитал не болтать, считая это недостойным. Был верен своим друзьям, часто поддерживая их материально, хотя самому никогда не удавалось скопить деньги на черный день. Никогда не преувеличивая своих заслуг, скорее преуменьшая, он писал своему другу, поэту Роберу Лабади, за три года до смерти: "Я делаю скульптуры не потому, что я скульптор, рисую не потому, что я художник, пишу не потому, что я писатель. Я только развлекаюсь, и вы это знаете. Снимите ваши искажающие очки. Я даже не знаю, являюсь ли я настоящим актером". Дерзкий и мужественный герой в кино, он не любил появляться на гала-премьерах, чтобы лишний раз покрасоваться на глазах у публики. Ж. Кокто вспоминал: "Обстановка этих вечеров парализует его настолько, что он буквально теряет дар речи. Я догадываюсь, что лишь одно обстоятельство позволяет ему появляться перед театральным залом - броня роли".



Цыганский сын

 В течение десяти лет Жан Марэ живет со своим другом, танцовщиком Жоржем Райхом. Когда же Жорж уходит, Марэ решает усыновить ребенка, как когда-то это сделал Кокто, усыновив Э.Дермита. Однажды в баре он знакомится с молодым цыганом по имени Серж, у которого не было отца, некоторое время колеблется, но в конце концов делает этот решительный шаг, о котором ему еще придется пожалеть. Сержу девятнадцать. Его воспитанием никто не занимался, и Марэ со всей ответственностью берет на себя роль отца. Он старается привить Сержу любовь к театру, занимает его в кино, отдает учиться пению, привлекает к оформительскому делу. Но Серж не увлекается ни пением, ни театром. Его интерес направлен главным образом на женщин. Он меняет их с такой быстротой, что вызывает гнев своего приемного отца. Серж не стремится работать, он занят только своими любовными похождениями. Отношения отца и сына портятся. Серж рассказывает, что однажды у Жана Кокто отец жаловался на его праздность, на что поэт возразил: "Цыгане - аристократия лени". Кокто вспоминал: "Я несколько лет изучал Э.Дермита, прежде чем усыновить. Жанно "признает" сына, не изучив". Серж с трудом находит свой путь, его увлекает сафари в Африке. Чем больше проходило лет, тем меньше было контактов у отца с сыном. Много лет спустя, в Валлорисе, Ж.Райх вспомнит фразу Жана: "Если бы ты меня не оставил, у меня не было бы катастрофы - Сержа".



Время мемуаров

 В конце 60-х годов Жан Марэ переезжает на юг Франции, где занимается скульптурой и гончарным делом вместе с супругами Джо и Нини Паскали. Втроем они открывают магазин, где продаются гончарные изделия по эскизам Жана Марэ. Магазин так и называется: "Жан Марэ". Нини устраивает выставки гончарных изделий Марэ. Время от времени он выезжает в Париж, чтобы играть в театре, пишет мемуары. Он продолжает сниматься и в кино, но уже все реже и реже. С 1970-го по 1995-й он снялся только в семи картинах. Марэ стареет, но стареет прекрасно. Его невозможно назвать стариком: он статен, полон сил, глаза светятся молодым блеском. В театре он играет в спектаклях "Сирано де Бержерак", "Тартюф", "Король Лир", "Эрнани", "Сид", "Бахус", "Арлезианка". В кино наиболее значительные его работы в фильмах "Отверженные XX века" К. Лелюша и "Ускользающая красота" Б.Бертолуччи. Марэ наконец доходит до ролей глубоких стариков.

 Кароль Вайсвайлер: "Злоупотреблял ли Жан Марэ своим здоровьем? Несомненно. Его купание в ледяной воде, многократные падения, переломы давали о себе знать. У него возобновились болезни: грыжа межпозвонковых дисков, воспаление седалищного нерва. В 1988 году он обследуется у профессоров в Ницце. Диагноз: рак костного мозга. Профессор Циглер спросил у супругов Паскали: "Может ли кто-либо сказать мосье Марэ правду?" - "Нет, - ответили они одновременно, ошеломленные этим известием, - сколько ему осталось жить?" - "В его возрасте процесс идет медленно: пять или шесть лет. Но вы правы, не стоит его беспокоить".

 Жизнь продолжалась. Сила Жана Марэ, его мужество превозмогали страдания. Страсть к театру, унаследованная от Жана Кокто, поддерживала его существование. Его друзья и близкие были осведомлены о состоянии его здоровья. И все же его состояние мало учитывалось, когда приходилось, несмотря на возраст, делать трюки. У Марэ начинаются боли в горле - спровоцировали сигареты. Ему кажется, что это рак горла, но диагноз не подтверждается, и после нескольких сеансов лазеротерапии он снова начинает курить.

 11 декабря 1993 года Жану Марэ исполнилось 80 лет. Директор театра "Буфф-Паризьен", его друг Жан-Клод Бриали, собирается сделать ему сюрприз. Вот уже несколько месяцев он обзванивает и пишет всем поклонникам "священного чудовища", как любил называть себя Марэ. Он собирается поставить импровизированный спектакль в честь "праздника Жанно"... Марэ ничего не подозревает. В условленный день за ним приезжает машина с шофером и везет актера в театр... Все приглашенные уже там. Они встают, когда он входит. Марэ узнает всех своих друзей и наконец все понимает. Его сажают в четвертом ряду, рядом с Мишель Морган, он волнуется, на глазах слезы. Издатель и друг Анри Бонье, видевший его с балкона 1-го яруса, скажет потом: "Вокруг него распространялось сияние". Он напишет Жану: "Я увидел твою ауру, твое сияние, ты - ангел".

 "Это самый прекрасный сюрприз, из Кокто", - признается герой праздника. Бриали стоит перед занавесом: "Невозможно отпраздновать твои 4 раза по 20 лет, не думая о Жане Кокто. Его звезда присутствует на нашем вечере и покровительствует нам. Я несколько месяцев собирал твоих друзей, и все решили сделать тебе подарок. Никто не получал столько же любви, сколько ты... Ты не просто красив, ты прекрасен душой..." Музыка, отрывки из спектаклей, скетчи следуют друг за другом, дружеские, смешные, трогательные. Все - на сцене и в зале - потеряли чувство времени. Наконец, Бриали просит виновника торжества подняться на сцену. Напряженный, волнующий момент. И вот человек, актер говорит: "Никогда, даже в своих самых безумных мечтах, я не смог бы представить, что когда-нибудь мое 80-летие будет праздноваться с таким теплом и любовью". Голос его от волнения прерывается. Справившись с волнением, он добавляет: "Я не заслуживаю подобного чуда". Это было, без сомнения, одно из его последних ощущений большого счастья на этой земле. Марэ заканчивает свою речь шуткой Кокто: "Чем больше свечей в нашем именинном пироге, тем меньше у нас дыхания, чтобы задуть их".



Площадь Жана Марэ

 Актер возвращается в Валлорис. В его честь называют перекресток, находящийся перед его магазином, - площадь Жана Марэ. Он предлагает городу одну из своих скульптурных работ, которая сейчас украшает эту площадь. Гражданин города, Жан Марэ соглашается опекать фестиваль, начиная с 1990 года проходящий в Морском театре в Гольфе-Жуан, впоследствии названный его именем. Каждый год Марэ принимает участие в празднике гончаров, для которого всегда рисует афиши. В 1998 году его подруга Жаклин Фери, видя, как он работает над афишей 1999 года, спросит его: "Почему ты делаешь ее так рано?" - "Потому что в будущем году меня там не будет", - ответит он...

 Марэ все больше и больше устает, но, несмотря на свои недомогания, продолжает работать, принимая активное участие в театральных постановках, снимается в своих последних двух фильмах - "Отверженные XX века" и "Ускользающая красота", считая их для себя подарком... Жану Марэ 83 года. Он терпит сильные боли, но утверждает: "Мне стыдно было бы жаловаться. Природа справедлива. Мне слишком везло в жизни. За все надо платить". Он продолжает лечиться, но результаты не обнадеживающие. Марэ рисует и плавает - это его лучшая терапия.

 В январе 1996 года Жак Ширак вручает Жану Марэ орден Искусств и изящной словесности. Марэ, превозмогая боль, целый час вынужден стоять на ногах. Помимо болей, которые невыносимы, он слышит все хуже и хуже. Он уже не ходит ни в кино, ни в театр. Последним большим событием актера будет роль Просперо в "Буре" Шекспира. Он рад играть эту роль, но несколько обеспокоен своим возрастом - ему исполняется 84. Марэ блестяще выучивает текст. Он счастлив, что может репетировать как раньше, он буквально помолодел. Все готово к премьере. "Буря" разрекламирована по всему Парижу, на афишах Жан Марэ - Просперо в виде бога на облаке. Но происходит трагедия. Попав под проливной дождь, Марэ заболевает двусторонним воспалением легких с температурой за сорок. Его отвозят в реанимацию. Но уже через несколько дней он в состоянии вернуться домой. Ставится вопрос о возобновлении спектакля. Социальное страхование отказывается покрыть "риск Марэ". Как сказать актеру, что он больше не будет играть?

 Жан Марэ поправляется медленно. Его первое письмо - Р.Лабади: "Париж был оклеен огромным количеством плакатов "Бури". Умереть в этот момент было бы верхом кривляния".



Уход

 По возвращении в Валлорис Марэ становится, по словам К.Вайсвайлер, "заключенным своего тела". Страдания заставляют его постоянно повторять: "Надо платить, платить. Я нахожу это нормальной платой за несправедливую и великолепную судьбу". Переливание крови, химиотерапия. Марэ безвылазно находится у себя в доме. Он не может больше ни рисовать, ни делать глиняную посуду. Он с трудом передвигается. В январе 1998 года он все же отправляется в Канн на вернисаж, где выставляются его картины, скульптуры, керамика и литография. Это будет последнее публичное появление. На вопрос Ж.-Л.Тардье он отвечает: "Ты спрашиваешь, скучаю ли я? Нет... Я ожидаю свою смерть с крайним любопытством. Надо уметь подчиняться неизбежному".

 Джо и Нини Паскали его практически не покидают. Жан называет их "моя настоящая семья". Потрясенный Джо рассказывает: "Жан страдал все больше и больше. Несмотря на переливание, состав крови оставался плохим, и его, который никогда не жаловался, я первый раз в субботу, накануне его смерти, увидел плачущим". В этот день Джо, видя ухудшающееся состояние Марэ, остался вместе с ним в его доме. Ночью Жану Марэ стало хуже, он стал задыхаться. В четыре часа утра его увезли в больницу в Канн. На следующий день, в воскресенье 8 ноября, Нини и Джо приехали в больницу к двум часам дня. Ему было намного лучше, боли не мучили его, и он даже шутил. Затем он сказал им: "Этим вечером". В три часа почти успокоенные Нини и Джо уехали. В шесть часов позвонил врач: "Немедленно приезжайте!" Когда они приехали, сердце Жана Марэ уже не билось. Он умер от отека легких, как и Жан Кокто 35 лет назад.

 "Он был самой молодостью во все времена своей жизни", - напишет журналист Пьер Маркабрю на следующий день после его смерти.

 "Его можно было любить за то лучшее, что у него было, - желание жить", - вспоминает кинооператор Франсис Юстер.

 Жан Марэ не дожил всего одного месяца до своего 85-летия. Он умер в воскресенье, 8 ноября, и похоронен в Валлорисе на Старом кладбище, куда нужно подниматься по крутой дороге в гору и откуда как на ладони виден весь город. Большой мраморный постамент с фигурой сфинкса и двумя львами выполнен самим актером еще при жизни. Здесь очень много солнца, но нет ни деревьев, ни цветов. А он желал быть похороненным под оливковым деревом и хотел, чтобы над ним пели цикады.



Завещание Орфея

 Кароль Вайсвайлер: "Наверное, это вечная проблема. Вопрос наследования имущества после смерти Жана Марэ стал краеугольным камнем в отношениях Сержа и супругов Паскали". В декабре 1996 года Марэ пишет свое последнее завещание (раньше имелось другое), где объявляет своей наследницей Нини Паскали и желает начать дело по отрицанию отцовства, тем самым делая единственными наследниками супругов Паскали и лишая Сержа его доли наследства. После смерти Марэ, чувствуя себя несправедливо обойденным, Серж окружает себя нотариусами и адвокатами, обвиняя супругов Паскали в вымогательстве. Адвокат Сержа предлагает разделить имущество Жана Марэ поровну, но Паскали отказываются. Серж считает Паскали виновными в размолвке с отцом и не собирается участвовать в создании музея Жана Марэ, если Паскали будут его организовывать. Но родственники и близкие Жану Марэ люди видят все совсем по-другому.

 Вспоминает его подруга и партнерша по сцене Жизель Турэ: "Серж любил своего отца, но он не оправдывал тех надежд, которые Жан возлагал на него".

 Жан-Люк Тардье: "Во время моих многочисленных приездов в Валлорис я никогда не видел там Сержа. Никаких признаков сострадания по отношению к Жану". Жаклин Фери: "Нини и Джо были искренне привязаны к Жану". Жан Марэ в письме Р. Лабади писал о Серже: "...но я не хотел бы, чтобы после моей смерти он делал неприятности Нини и Джо, которые были в течение 26 лет совершенными и незаинтересованными друзьями". Сами же Паскали так говорят по поводу наследства: "Серж оспаривает все. Он заставил опечатать все, в том числе квартиру на улице Норвэ, которая принадлежит нам. Мы не можем вступить во владение даже нашими вещами. (Нини купила в пожизненную ренту у Жана Марэ дом "Ле Прео" на улице Норвэ.) Он забрал все образцы глиняной посуды Жана. Из-за этого нам пришлось прекратить нашу работу и закрыть магазин в Валлорисе. Мы храним также картины, принадлежащие нам, для музея Жана Марэ, который должен быть на этом месте".

 Где же истина? Думается, непримиримые стороны могли бы прийти к компромиссу, чтобы почтить память любимого ими человека. Спустя пять лет после его смерти, наследство все еще было заблокировано, архивы, воспоминания, произведения искусства Жана Марэ опечатаны. В то же время письма Жана Кокто, которые Марэ хранил у себя на улице Норвэ, и письма Жана Марэ к Жану Кокто, которые считались утерянными, были выставлены на аукционах в Париже. Вот что случилось с последним "завещанием Орфея".

 Но все-таки, несмотря на четырехлетнюю тяжбу, 29 июня 2002 года музей "Площадь Марэ" открыл свои двери в помещении бывшего магазина Жана Марэ под эгидой муниципалитета Валлориса. Он представляет собой прообраз будущего музея Жана Марэ.

 Говорят, артист умирает дважды: один раз в жизни, второй раз - в памяти современников. Наверное, в этом есть доля правды. Актерское искусство недолговечно. С уходом артиста постепенно забываются его образ, лицо, имя... Но все же хочется верить, что великого артиста, кумира и легенду французского кино, человека необыкновенного обаяния, достойно и с огромной творческой отдачей прожившего свою жизнь, не забудут. И интерес к актеру, гражданину, оставившему после себя прекрасное наследие, не угаснет.

 

 

Интересно

 * Еще ребенком мечтал стать актером. Два раза пытался поступить в драматическую школу — безуспешно. Чтобы заработать на жизнь, стал "кадди" (это пацан, который подгоняет игрокам шары и клюшки для гольфа).

 * Его учителем и любовником был Жан Кокто.

 * Марэ возглавлял жюри МКФ в Берлине в 1985 году. Автор книг "Вся истина обо мне"(1957), "История моей жизни"(1975), "Рассказы"(1978). Известен так же как талантливый художник, скульптор и гончар.

 * В конце 60-х попал в тяжелую автокатастрофу и надолго оставил экран.

 

 

Награды и премии

 * Сезар, 1993 год 
 Победитель: Почетный Сезар

 * Премия «Бэмби», 1956 год
 Победитель: Лучший зарубежный актер («Губбиа, любимый!»)

 * Премия «Бэмби», 1955 год
 Победитель: Лучший зарубежный актер («Тайны Версаля»)

 * Премия «Бэмби», 1954 год
 Победитель: Лучший зарубежный актер («Граф Монте Кристо»)

 * Премия «Бэмби», 1946 год
 Победитель: Лучший актер («Красавица и чудовище»)

 

 

Биография

 11.12.1913, Шербур, Франция – 08.11.1998, Франция


 Французский актер, постановщик, писатель, художник, скульптор, каскадер



Детство, юность

 Жан Марэ, полное имя Жан Альфред Виллен-Марэ, родился 11 декабря 1913 года во французском городе Шербуре, в семье ветеринарного врача. Когда малышу было пять лет, родители развелись, и отца Жан почти не помнил. Воспитанием Жана и его старшего брата занималась мать, бабушка и многочисленные тети. 

 В детстве Жан Марэ рос эмоциональным, чувствительным и очень восприимчивым ребенком. После того как мальчик в четырехлетнем возрасте попал в кинематограф, он мечтал стать актером. Марэ боготворил звезд немого кино - Пирл Уайт, Дугласа Фэрбенкса, Мэри Пикфорд, с которой мечтал когда-нибудь встретиться. По прошествии многих лет Жан Марэ в Америке встретился с Пикфорд, однако, эта встреча разочаровала его. Стареющая актриса призналась ему, что все трюки, которые так обожал Марэ в детстве, за нее выполняли дублеры. 

 Большую роль в жизни Жана Марэ сыграла его мать - красивая, волевая, острая на язык, артистически одаренная женщина. Она обожала своих детей, но в тоже время была строга и справедлива, воспитывала в них мужество, стойкость и бесстрашие. Мадам Марэ была профессиональной воровкой и мошенницей, она воровала в шикарных магазинах, таким способом зарабатывая на жизнь себе и детям. Жан Марэ глубоко переживал и никогда не афишировал занятие своей матери, он старался заработать как можно больше денег, чтобы матери не приходилось больше заниматься таким промыслом. Однако это все равно продолжалось. Периодически мадам Марэ пребывала в тюрьме и исчезала из жизни Жана, но она все же желала играть главную роль в судьбе своего сына. Мать эгоистично любила Жана, безжалостно критиковала всех его друзей и близких, препятствовала встрече с отцом. 

 В школьные годы Жан Марэ был маленьким чудовищем с лицом ангела, его бьющая через край энергия искала выхода и проявлялась в дерзости и драках. Учился в школе Жан плохо, отличаясь лишь по декламации и физкультуре, так как считал, что это может пригодиться ему в будущей профессии актера. Постепенно, шаг за шагом, по мере взросления, Жан Марэ избавился от своих недостатков, врожденное чувство справедливости взяло свое. Юноша желал нравиться, проявлял интерес к учебе, но когда ему исполнилось шестнадцать лет он начал работать учеником на заводе, затем учеником фотографа, при этом ни на минуту не забывая о своей мечте стать актером.



Начало карьеры

 Жан Марэ нашел работу у специалиста по модной фотографии. Он часто позировал для мужских моделей, что позволило Жану собрать коллекцию фотографий, которые он оставлял на многих киностудиях, но без всякого успеха. Еще Жан пытался встретиться с некоторыми режиссерами, но и это ему не удавалось. Однажды Марэ все-таки повезло, режиссер Марсель Л'Эрбье купил у Жана несколько картин и предложил ему попробовать себя в фильме его друга Жака Деваля "Этьенна". Но и здесь Жана Марэ ждала неудача. Впрочем, Л'Эрбье все-таки дал Марэ возможность сняться в маленьких эпизодах в нескольких своих фильмах: "Счастье", "Ястреб", "Новые люди".

 В комедии 1937 года "Забавная драма" режиссера Марселя Карне, Жан Марэ отработал роль пьяного гуляки. Главные роли замечательно сыграли Жан-Луи Барро и Луи Жуве. Действие фильма разворачивалось в Лондоне в 1900 году, в котором англиканский епископ обвинил своего брата-ученого Молино в убийстве своей жены, которая, между прочим, жива и здорова, но почему-то не торопилась развеять недоразумение. На следующий год вышел французский фильм "Злоупотребление доверием" с участием молодого актера.

 В 1939 году началась война, и Жану Марэ пришлось стать водителем бензовоза. Вскоре он получил Военный крест за мужество и отвагу. Марэ настолько верил в свою необыкновенную удачу, что однажды, презирая опасность, рискнул проехать на грузовике по заминированному полю. После войны Жан Марэ вспоминал военные будни, как анекдотические ситуации: "Я не бежал от героизма, но героизм упорно бежал от меня". 



Послевоенные фильмы

 Первыми послевоенными фильмами для Жана Марэ стали картины "Рдеет вьющийся флаг", созданная по пьесе Стэва Пассера, и "Кровать под балдахином" по роману Луизы де Вильморен. Трамплином в актерской карьере Марэ стала 
картина 1943 года "Вечное возвращение" - это одна из великих историй любви Тристана и Изольды. Интересно, что Жан Марэ снялся со своей собакой - Мулуком, подобранным на войне и ставшим ему верным и любимым другом. 

 В детстве Жан Марэ мечтал быть кумиром зрителей, и он стал звездой. Для того, чтобы понизить тембр своего высокого голоса Жан начал курить и голос приобрел характерную хрипотцу и неповторимую индивидуальность. Марэ относился к себе слишком самокритично, никакой звездной болезни, у него была естественность и простота, огромное обаяние, душевность и человечность. Жан Марэ никогда не казался себе красивым, не был человеком с претензиями, даже во времена своего оглушительного триумфа. 

 Послужной список Жана Марэ в кино не очень велик, но не потому, что его не приглашали сниматься, а потому что он был очень строг в отборе ролей. Марэ сыграл многообещающую роль в картине "Кармен", которая была обречена на успех. Ее снял знаменитый режиссер Кристиан-Жак, отмеченный несколькими высокими наградами. Жан Марэ в фильме получил главную роль Дона Хосе. Для того чтобы сыграть эту роль, актеру пришлось перекрасить свои волосы в темный цвет и научиться верховой езде. 

 В 1946 году Жан Марэ уехал в Италию на съемки одноименного фильма – экранизации известной сказки "Красавица и чудовище" режиссера Жана Кокто. Жану досталась роль Чудовища, а Жозетта Дэй сыграла Красавицу. Неувядающая классика кинематографа! Очень красивый фильм, которому черно-белое решение придавало особый шарм и изысканность "старой, старой сказки". Французский XVII век был стилизован в каждом кадре скрупулезно... Фантастическую сказку наполнили множеством смысловых творческих метафор - прозрачные двери, подсвечники в виде человеческих рук, ожившие статуи. А само Чудовище правдоподобно и обаятельно, и под его внешностью зверя проступали человеческие качества, через его поступки передана доброта. Этот фильм - любимая работа Жана Кокто, который раскрыл огромную многогранность таланта режиссера.

 Жан Марэ всегда был правдив по отношению к самому себе и по отношению к окружающим. Но когда следовало заступиться за кого-либо из своих друзей, Жан мог быть и жестоким, он плохо переносил, когда ему противоречили. В 1948 году на экраны вышла экранизация стихотворной драмы Виктора Гюго по сценарию крупнейшего французского поэта, драматурга и художником Жана Кокто, созданной режиссером Пьером Биллоном под названием "Рюи Блас: Опасное сходство" с Жаном Марэ в главной роли Рюи Бласа / Дона Сезара де Базана. В фильме также принимали участие актеры: Даниэль Дарье, Марсель Эрран, Габриель Дорзиат. По дороге в Мадрид герцог Альба встретил юношу-студента по имени Рюи Блас. Внезапно на них напали разбойники, злодеи захватили герцога, а студент умчался на коне его светлости за помощью и выкупом.

 Жан Марэ любил опасные сцены, он считал, что пока восхищаются мужеством, меньше обращают внимания на талант. В 1948 году режиссер Кристиан-Жак снял Жана Марэ в главной роли еще в одном своем фильме "Безнадежное путешествие", где его партнершей стала актриса Симон Ренан. В этом же году фильм, имевший огромный успех, "Двуглавый орел" принес Жану Марэ еще большую известность ролью Станисласа. На роль Бель драматург Жан Кокто пригласил Жозетту Дей. Для Жана Марэ было великим счастьем играть вместе с такой великолепной актрисой. Фильм о любви королевы и анархиста. 

 Жан Деланнуа горел желанием создать фильм для Жана Марэ. Он обратился к сценаристу Неве, который написал сценарий в 1948 году на свой собственный сюжет под названием "Глазами памяти", где талантливый актер с блеском отработал роль Жака Форстера и снялся в этом фильме с Мишель Морган - единственной женщиной, по его словам, которую он смог бы по-настоящему полюбить.



Актер Жана Кокто

 Знакомство и дружба с Жаном Кокто определили ориентацию творчества Жана Марэ, он стал "актером Кокто". В 1948 году Жан Кокто приступил к съемкам ленты "Ужасные родители", где предложил Марэ роль Мишеля. Главные роли в фильме также сыграли: Жозетта Дей, Ивонн де Бре, Габриэль Дорзиа и Марсель Андре. 

 В следующем году Жан Кокто написал новый сценарий к фильму "Орфей". Роль Орфея предложил Жану Марэ. Роль Эртебиза предлагали Жерару Филиппу, но тот отказался, и эту роль сыграл Франсуа Перье. На роль принцессы Смерти вначале планировалась Грета Гарбо, затем Марлен Дитрих, но в итоге была утверждена Мария Казарес. Вся съемочная группа восхищалась режиссерским талантом Кокто, он по-новому использовал технические приемы: строил некоторые декорации так, что стены домов превращались в пол, а пол в стену, что придавало походке актеров необычность, еще он придумал множество трюков для зеркал, через которые проходила Смерть со своими спутниками. 

 В 1949 году актер вновь работал в фильме Жана Деллануа "Тайна Майерлинга" о последней любви кронпринца Рудольфа Габсбурга. На съемочной площадке Жан Марэ встретился с Доминик Бланше, которая играла роль Мари, возлюбленной принца. Актер был очарован ее обаянием и чистотой. 



1950-е годы

 У Жана Марэ расправлялись крылья, благодаря Жану Кокто. После взятия такого великолепного старта Жан Марэ ищет свой собственный путь. Актер красив, силен, гибок, а его энергии хватило бы на пятерых. Жан еще не чувствовал, какой жизненный марафон ему предстоял, однако он был готов, он знал, что способен на многое. Марэ снялся в главной роли Реми Марсая в еще одной картине вместе с Мишель Морган режиссера и сценариста Рене Клемана "Стеклянный замок", вышедшей в прокат в 1950 году. 

 Крепкая дружба Жана Марэ с Мишель Морган продлилась до самой его смерти. Фильм повествовал о любви француза Реми Марсая, разъезжающего по делам крупной промышленной фирмы, к жене берлинского судьи Эвелине, с которой он познакомился в Италии. У них завязался роман, но по стечению обстоятельств влюбленная пара вынуждена расстаться при условии новой встречи во Франции. Однако их планам не суждено сбыться, героиня опоздала на поезд, и погибла в авиакатастрофе. 

 Затем Жан Марэ сыграл роль отца юного дирижера Роберто Бенци в картине "Призыв судьбы". Актер согласился участвовать в этом фильме только с надеждой на то, что в дальнейшем его будут приглашать не только на роли героев-любовников. Вскоре Жан Марэ познакомился с Жанной Маро, игравшей эпизодическую роль на съемках ленты "Дортуар для старшеклассниц" режиссера Анри Декоина. Жан Марэ был восхищен талантом и внешностью актрисы.

 В 1953 году для разнообразия Жан Марэ снялся в двух развлекательных комедиях: "Жульетта" и "Разбитые мечты", в которой появился в роли Марселя Дюлака. В комедии "Жульетта", снятой по книге Луизы де Вильморен режиссер Марк Аллегре предложил Жану Марэ роль адвоката Андре Ландрекура, на что актер согласился. Марэ работал в партнерстве с замечательными актерами: Дени Робен и Бернаром Ланкре. В комедийном фильме Жюльетту, почти школьницу, родители решили выдать замуж за богатого мужчину средних лет, чего Жюльетте страшно не хотелось. Накануне свадьбы девушка затеяла розыгрыш, цель которого убедить окружающих, что семейный адвокат ее давний любовник. Этот фильм-драма, созданный большими мастерами, безусловно, представлял интерес и своим глубоким содержанием, и потрясающей игрой великих актеров! 

 В 1950-х годах Жан Марэ много снимался, по несколько фильмов в год, и всегда его можно было увидеть в главных ролях. Актер сыграл у Ива Аллегре в кинофильме "Чудеса случаются только раз", где главную женскую роль исполняла красивая женщина и прекрасная актриса Алида Валли, близкий друг Марэ до того, как они снимали сцену поцелуя в открытой машине. После чего Алида Валли стала очень холодна с ним из-за того, что она была влюблена в Марэ.

 Герои Жана Марэ поражали зрителя глубиной переживаний и искренностью чувств, для миллионов поклонников его творчества он остался не только живым воплощением силы, красоты и благородства, но и великим актером. В 1954 году Жан Марэ и Бриджит Бордо сыграли в фильме Марка Аллегре "Будущие звезды". 

 Следующим появлением знаменитого актера на экране стали интересные, волнующие роли в картинах: "Наполеон. Путь к вершине", "Граф Монте-Кристо", "Весь город обвиняет". В 1957-м году Жан Марэ снялся у Лукино Висконти в Италии, в ленте "Белые ночи" по Федору Достоевскому. Режиссер видел в роли Тенана только Марэ и актер с радостью согласился играть эту роль.



Сотрудничество с Андре Юнебелем

 В конце 1950-х - начале 1960-х годов началось сотрудничество Жана Марэ и Андре Юнебеля, снявшего семь фильмов подряд с Жаном Марэ, который сыграл в них главные роли: в частности, в фильме "Капитан" 46-летний актер выполнил потрясающий трюк - без страховки взобрался по почти отвесной стене замка с помощью кинжалов. Жан Марэ, Бурвиль, Эльза Мартинелли, Пьеррет Брюно прекрасно справились с главными ролями в этом приключенческом боевике. Действие фильма разворачивалось в 1616 году во Франции. В стране царила неразбериха и раскол. Благородный дворянин из обедневшего рода Франсуа де Капестан – актер Жан Марэ - по прозвищу Капитан по роковому стечению обстоятельств оказался втянутым в дворцовые интриги. Но он искренне предан юному королю и приложил все усилия, чтобы встретиться с Людовиком и предупредить его об опасности. 

 Самую знаменитую киноверсию романа Поля Феваля "Горбун" создал режиссер Андре Юнебелль, пригласивший на главную роль Анри де Ля Гардере актера Жана Марэ. Сабина Зессельман и Бурвиль сыграли главные роли в партнерстве с Марэ. В этом приключенческом фильме Францией правил Король-Солнце Людовик XIV, пожелавший женить Филипа де Невера на своей племяннице. Но к его великому недовольству де Невара оказался тайно женат, и у него росла дочь Аврора. Девочка с матерью находились в опасности, однако малышку спас и укрыл в Испании шевалье Ля Гардер, которому помогал его преданный слуга Паскуаль. Когда Аврора выросла, шевалье Ля Гардер, переодевшись горбуном, помог девушке обрести мать и восстановить свои права на титул принцессы де Невер. 



1960-е годы

 Жан Марэ соглашался на различные роли, даже не нравившиеся ему, из-за денег, потому что у него были финансовые проблемы, а еще из-за трюков, которые он сам исполнял. И везде актер эффектно дрался на шпагах, мечах, скакал на лошади, великолепно держась в седле. Это были яркие зрелища: любовь, кринолины, шпаги. После триумфального успеха на Жана Марэ обрушился град предложений от известных режиссеров. В начале 1960-х годов кинозрителю Жан Марэ запомнился по таким кинолентам как: "Аустерлиц", "Тайны Бургундского двора", "Понтий Пилат", "Парижские тайны", где актер сам переставлял тяжелую карету, которая придавила случайного прохожего, "Наполеон II. Орленок".

 В 1962 году Жан Марэ усыновил мальчика-цыгана, Сержа, обвиняемого в дезертирстве. Жан помог освободить его от обвинения, устроил Сержа так, чтобы мальчик брал уроки пения. Затем организатор поединков в фильмах Клод Карлиес взял приемного сына Марэ в каскадеры на съемки приключенческой картины "Железная маска", где знаменитый актер блистательно сыграл главную роль Шарля Д'Артаньяна. Однако Серж не отблагодарил приемного отца за его доброту. 

 В фильм Жан Марэ блистал в окружении таких актеров как Сильва Кошина и Жан-Франсуа Порон. Сюжет ленты повествовал о том, как долгие годы в неволе томился таинственный узник. Никто не знал, как он выглядит, потому что железная маска постоянно скрывала лицо незнакомца по имени Анри - брата Людовика Филиппа. Неудачная попытка захватить трон привела Анри в крепость, так исчез Анри, а появилась - Железная Маска.



"Фантомас…"

 Первый фильм трилогии "Фантомас" о невероятных приключениях комиссара Жюва, преследующего неуловимого преступника Фантомаса, вышел на экраны в 1964 году. Париж был потрясен сенсационными и дерзкими преступлениями, совершенными таинственным злодеем по имени Фантомас. На его поимку брошены все силы полиции, но Фантомас практически неуловим - он все время менял облик, ловко ускользая из рук правосудия. Напасть на его след удалось только комиссару Жюву с помощью Элен, подруги похищенного журналиста Фандора. 

 Великолепный и нестареющий фильм Андре Юнебелля - это смесь боевика и комедии. Сценарий написан по знаменитому роману Пьера Сувестра и Марселя Алена. Жан Марэ выступил в роли Фантомаса, а его партнерами по фильму стали Луи Де Фюнес и Милен Демонжо. Фильмов о Фантомасе должно было быть десять, но сняли всего лишь три из-за того, что Жан Марэ стал ненавидеть эту картину и роль в ней, со временем ставшую просто визитной карточкой актера. 

 "Фантомас разбушевался" - второй фильм трилогии о таинственном преступнике, который имел фантастическую популярность в СССР и до сих пор является визитной карточкой французской комедии. Спустя год после того, как комиссар Жюв и репортер Фандор упустили Фантомаса, суперпреступник вновь дал о себе знать, похитив известного ученого. Следующей жертвой стал его помощник, профессор Лефевр. Фандор, выдавая себя за профессора, поехал в Рим и... попадал прямо в руки Фантомаса. Спеша на выручку, Жюв и Элен сами угодили в ловушку. Теперь приходилось думать, как спастись самим и сбежать из логова Фантомаса...

 "Фантомас против Скотланд-Ярда" - заключительный фильм трилогии Андре Юнебелля о суперпреступнике, вышел в прокат в 1967 году. Сценарий к картине так же написан по мотивам знаменитого романа Пьера Сувестре и Марселя Алена. На этот раз злодей с тысячью лиц решил обложить данью богатейших людей мира, а взамен гарантировал им жизнь. Комиссар Жюв со своими верными друзьями: Фандором и Элен, прибыл в шотландский замок для того, чтобы встать на защиту его владельца и снова попытаться поймать Фантомаса, его роль также сыграл Жан Марэ.

 В 1965 году среди киноработ знаменитого актера числились такие фильмы как: "Полный свет на Станисласа", "Ищите кумира", "Джентльмен из Кокоди", "Адский поезд".



1970-е годы

 В конце 1960-х годов Жан Марэ переехал на юг Франции, где начал заниматься скульптурой и гончарным делом вместе с супругами Джо и Нини Паскали. Время от времени актер выезжал в Париж, чтобы играть в театре и писать мемуары. Марэ продолжал сниматься и в кино, но уже все реже и реже. С 1970-го по 1995-й год он снялся только в семи картинах. Знаменитый актер старел, но старел прекрасно. Его невозможно было назвать стариком: он был статен, полон сил, глаза светились молодым блеском. Замечательным актерским перевоплощением Жана Марэ стали сыгранные им роли в картинах: "Провокация", "Пария", "Ослиная шкура".

 В кино ролей становилось все меньше и меньше. Жан Марэ в 1973 году на телевидении сыграл главную роль в минисериале "Жозеф Бальзамо". Следующей ролью Жана стала роль графа Калиостро в ленте "Калиостро в Вене", появившейся на экране только в 1978 году.

 Жан Марэ в приключенческих фильмах играл героические роли смелых и отважных персонажей; постоянно находясь в отличной физической форме, актер сам выполнял всевозможные трюки, дрался на шпагах. Режиссеры специально компоновали снятые кадры так, чтобы все видели, что трюк выполнял сам актер. 



1980-е – 1990-е годы

 В 1980 году Жан Марэ принял участие в двух проектах: "Ужасные родители" - роль Жоржа, и "Мой американский дядюшка" режиссера Алена Рене - эпизодическая роль. Николь Гарсия, Жерар Депардье, Роже Пьер также с блеском отработали главные роли. У каждого из героев этой драмы был свой любимый французский актер, которому они, сами того не замечая - подражали. В разговорах персонажей присутствовал некий американский дядюшка, каждый раз становясь неожиданным аргументом в доказательство той или иной позиции. Именно дядюшка, которого зрители так и не увидели, стал камертоном тонкой, умной и весьма нелицеприятной для героев иронии режиссера. Много позднее, в 1985 году, Жак Деми поручил Жану Марэ роль в картине "Парковка".

 Как-то незаметно знаменитый Жан Марэ стал патриархом французского кино. Его окладистая борода и седая копна волос, живые, по-прежнему выразительные глаза продолжали изредка появляться на экране, хотя актер предпочитал жить на юге, занимаясь гончарным делом и живописью. После того, как молодой режиссер Вилли Рамо снял Жана Марэ в 1986 году в роли Виктора Блэза в картине "Родственные связи", Марэ принял участие в съемках фильма "Дети потерпевшего кораблекрушение" только в 1992 году в роли Марка – Антуана.

 В 1995 году режиссер, сценарист и оператор Клод Лелуш пригласил Жана Марэ на роль Мирьеля в драму "Отверженные". В этом фильме на съемочной площадке востребованный актер играл с Жан-Полем Бельмондо и Мишель Боужена. Это была самая смелая и оригинальная экранизация романа Виктора Гюго. В центре сюжета картины Лелуша – судьба Анри Фортена, в восьмилетнем возрасте потерявшего отца и мать. В отличие от предыдущих экранизаций "Отверженных" действие фильма Клода Лелуша разворачивалось в XX веке. Режиссер довольно сильно отступил от оригинального текста, изменив при этом сюжетную структуру и оставив прежней основную мысль произведения. Не имея возможности перенести на экран все события романа, Лелуш сконцентрировался на самых интересных и проблемных моментах.

 В 1996 году Жан Марэ появился в почти знаковой роли у Б. Бертолуччи в картине "Ускользающая красота", замечательно сыграв мсье Гильома.

 У каждого свое кино, и каждый артист умирает дважды: один раз в жизни, второй раз - в памяти современников. Наверное, в этом и есть доля правды. Актерское искусство недолговечно. С уходом артиста постепенно забываются его образ, лицо, имя... Но все же хочется верить, что великого артиста, кумира и легенду французского кино - Жана Марэ, человека необыкновенного обаяния, достойно и с огромной творческой отдачей прожившего свою жизнь, не забудут. И интерес к актеру, гражданину, оставившему после себя прекрасное наследие, не угаснет долго, долго…

 В 2007 году поклонники Жана Марэ увидели его в последний раз в фильме-хронике "У каждого свое кино" режиссеров: Тео Ангелопулоса, Оливье Ассайяса, Билле Аугуста, и других. Актеры: Ела Санько, Изабель Аджани, Мария-Рената Фальконетти, Сара Форестье, Жак Франц, Пьер Френе, Жан Габен, Жан Марэ и многие другие приняли участие в съемках комедийной драмы. 33 всемирно известных режиссера участвовали в создании альманаха, который заказала Дирекция Каннского кинофестиваля специально к 60-летнему юбилею. Каждый из режиссеров снял короткометражный фильм на тему кино.



Кроме того

 Судьба щедро одарила Жана Марэ – это был человек с тысячью талантов. Он был замечательным актером, каскадером, художником, декоратором, дизайнером, гончаром, скульптором, писателем, и это далеко не весь перечень. Природа одарила Жана прекрасной внешностью, недюжинной физической силой, благородством души, целеустремленностью, мечтательностью и верностью, скромностью и самокритичностью, доверчивостью и наивностью. О знаменитом актере писали: "Душа ребенка, заблудившаяся в теле атлета". Жан Марэ этого не отрицал: "Ведь я актер, а актеры до самой старости остаются детьми".

 Творческая жизнь Марэ была долгой и плодотворной: он снимался в кино, играл в театре, рисовал, лепил и к тому же еще пел. Актера интересовало все новое, неизведанное. В среднем возрасте Жан увлекся скульптурой, в будущем собираясь работать с камнем. В конце 1960-х годов актер переехал на юг Франции, где занимался скульптурой и гончарным делом вместе с супругами Джо и Нини Паскали. Они открыли магазин под названием "Жан Марэ", в котором продавались гончарные изделия по эскизам великого француза. Нини Паскали устраивала выставки гончарных изделий Марэ. 

 Жану Марэ хотелось в жизни многое успеть, многого достичь, и поэтому за какое бы трудное дело он ни взялся - все получалось: Пабло Пикассо, увидев ранние скульптурные работы Марэ, удивился, как человек с талантом скульптора "тратил свое драгоценное время на какие-то съемки в кино и работу в театре".

 Именно кино принесло Жану Марэ мировую славу, однако сам Жан считал себя актером театральным. Марэ выступал на сцене многих парижских театров, в том числе и "Комеди Франсез". Среди педагогов Жана был русский актер Соколов - ученик Станиславского. Непревзойденный Лукино Висконти обратил внимание на Жана Марэ и пригласил его в свои спектакли: "Белые ночи" по мотивам повести Достоевского и "Двое на качелях", где партнершей талантливого актера была Ани Жирардо.



Личная жизнь

 Жан Марэ обожал жизнь и наслаждался ею, что бы вокруг него ни происходило. Люди, окружавшие актера, непременно попадали под его обаяние, он излучал спокойствие и доброжелательность, олицетворяя для окружающих образ счастливого человека. Жан Марэ считал, что его незаслуженно одарила судьба и даже испытывал из-за этого чувство вины перед близкими. 

 До последних лет своей жизни Жан снимался в кино и играл в театре. И на вопрос, хотел бы он что-либо изменить в своей прожитой жизни, Жан Марэ неизменно отвечал, что хотел бы прожить все то, что он прожил. 

 На сцене и в кино Марэ держал в объятиях самых прекрасных женщин Франции - Марину Влади, Мишель Морган, Брижит Бардо, Жанну Моро, Катрин Денев. Однако этот джентльмен без страха и упрека любил только мужчин, и в окружении своих друзей актер шутил, что у него есть собственный гинеколог. В его длинном любовном списке на протяжении четверти века первое место занимал знаменитый драматург, режиссер и художник Жан Кокто, который видел в Жане Марэ чудесную душу ребенка в теле древнегреческого атлета.

 Жан Марэ умер всего за один месяц до своего 85-летия. Его похоронили в Валлорисе на Старом кладбище, куда вела крутая дорога в гору, с которой как на ладони виден весь город. На его могиле установлен большой мраморный постамент с фигурой сфинкса и двумя львами, 
выполненного самим актером еще при жизни. Там очень много солнца, но нет ни деревьев, ни цветов. А Жан Марэ хотел быть похороненным под оливковым деревом, и чтобы над ним пели цикады. 



Интересные факты

 Жан Марэ известен многолетней творческой и любовной дружбой с писателем, драматургом, поэтом и режиссером Жаном Кокто, с которым актер познакомился в 1937 году и был вместе около 25 лет.

 Пабло Пикассо, увидев ранние скульптурные работы Жана Марэ, был удивлен, как человек с таким талантом скульптора тратил свое драгоценное время на какие-то съемки в кино и работу в театре.

 В России Жан Марэ запомнился зрителям сыгранными ролями графа Монте-Кристо, Д'Артаньяна и Фантомаса.

 Жан Марэ долгие годы возглавлял Общество помощи актерам, заботился о друзьях, и приходил на выручку незнакомым людям. Жан Марэ усыновил цыганенка Сержа, которому обеспечил безбедное существование.

 Последним огромным событием Жана Марэ была роль Просперо в "Буре" Шекспира. Актер с радостью согласился сыграть эту роль, но был несколько обеспокоен своим возрастом - ему исполнялось 84 года.

 

 

Интересные факты про фильм "Фантомас" 

  В Советский Союз фильм попал по своеобразному обмену: двухсерийная постановка «Анны Карениной» на три серии о Фантомасе. 

  Для проката в СССР во всех фильмах были сделаны небольшие купюры.

  «Фантомас» является одним из лидеров советского кинопроката. Первый фильм трилогии в СССР посмотрели 45,5 миллионов зрителей, «Фантомас разбушевался» посмотрели 44,7 миллиона, а «Фантомас против Скотланд-Ярда» — 34,3 миллиона зрителей. 

  Показ этого фильма в СССР привёл к некоторым эксцессам в подростковой среде. (например, «Анискин и Фантомас»). Связано это было с тем, что в советском прокате в то время не было криминальных боевиков, и комедийный «Фантомас» был воспринят подростками «на полном серьезе».

  Прозвище «Фантомасы» получила действовавшая в Ростове-на-Дону банда братьев Толстопятовых, надевавшая во время ограблений чёрные чулки. 

  Четвёртая по счету французская экранизация произведения о Фантомасе. Первая экранизация была предпринята в 1913 году режиссёром Луи Фейадом. Она представляла собой серию немых часовых фильмов «Человек для гильотины», «Жюв против Фантомаса», «Человек, который убивает» и т. д. В Италии фильм вышел под названием «Фантомас-70». 

  Премьера во Франции состоялась 4 ноября 1964 года, в США — 5 апреля 1966 года. 

  В то время, когда к павильону для выставки бриллиантов подъезжает полицейский грузовик, в момент когда он останавливается, мы видим позади него репортёров, в том числе и невесту Фандора. Сначала она в плаще, но мы видим под ним красное платье, через секунду плащ исчезает. 

  В фильме есть несколько забавных киноляпов: 

  * После кражи драгоценностей Жюв устремляется в погоню за Фантомасом. Фантомас вскакивает на подъёмный кран, а Жюв успевает схватиться всего лишь за крюк. Фантомас с помощью дистанционного пульта опускает крюк вниз, а сам убегает на вертолёте. В вертолёт он попадает с помощью верёвочной лестницы. Насколько позволяет экран, мы видим, что данный эпизод происходит днём. Но когда Фантомаса снимают из вертолёта, мы видим за его спиной Париж, освещённый лучами заходящего солнца. Неужели Фантомас так долго карабкался по верёвочной лестнице? 

  * Когда Фантомас, в маске тюремного надзирателя, выводит репортера и комиссара из камеры, мы видим, что у последних помяты вороты рубашек, а также отсутствуют как галстуки, так и и поясные ремни на штанах (делается это для того, чтобы задержанный в камере не смог повеситься или иным способом навредить себе или сокамерникам). Но когда их усаживают в полицейский фургон, галстуки на них внезапно появляются, а вороты рубашек отглажены. Хотя поясного ремня на комиссаре почему-то не оказалось. 

  * В самом начале погони за Фантомасом, когда последний выбирается из машины, подбегает к лежащему мотоциклу и поднимает его, мы видим, что мотоцикл развернут по ходу в сторону, откуда машина и полицейский на мотоцикле вылетали на обочину; но после смены кадра нам показывают Фантомаса, который резко стартует уже совсем с другого места и удирает от погони на мотоцикле в противоположную сторону, прямо по асфальтированной дороге.

  * В конце фильма на помощь Фандору и тонущему Жюву приходит, точнее, приплывает на надувной лодке Элен. Фандор благополучно садится в лодку, и вместе с Элен пытается вытащить Жюва, когда неожиданно лодка переворачивается, и Элен с Фандором тоже оказываются в воде. Далее следует наплыв, и мы видим снова сидящую в лодке Элен и Фандора, сначала забирающегося в лодку, а затем пытающегося вытащить Жюва, что на этот раз удаётся. Однако платье Элен абсолютно сухое. Из этого можно сделать вывод, что во время съёмки одного из дублей лодка случайно перевернулась, и режиссёр Андре Юннебель не стал брезговать получившимся трюком и вставил его в картину. 

  * Все драгоценности в фильме настоящие, и предоставлены ювелирным домом «Van Cleef & Arpels». Именно из бутика «Van Cleef & Arpels» на Вандомской площади дом 22 в Париже, Фантомас ворует драгоценности, выдав себя за Лорда Шелдона. Но каким образом Фантомасу удалось обычной дрелью просверлить дырку в полу комнаты с драгоценностями, да так что никто в этой комнате этого не услышал, остаётся загадкой. Поскольку обычно звук от дрели слышен даже несколькими этажами выше и ниже. А если заметить, что сверло на дрели Фантомаса достаточно большого диаметра, то звук от неё должен быть слышен даже на улице. 

 











































Открытие сайта!
Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.

Яндекс.Метрика